Географическое разделение труда и отрасли международной специализации

Статьи по географии » Концепция территориальной структуры хозяйства » Географическое разделение труда и отрасли международной специализации

Страница 2

Формирование МХ фактически охватывает всю историю человечества. Процесс его создания начался ещё на мануфактурной стадии развития капитализма (XVI - XVIII вв.). В результате Великих географических открытий международная торговля охватила районы не только Старого, но и Нового света, обмен продуктами между которыми привёл к образованию мирового рынка. Дальнейшему расширению этого рынка способствовало развитие транспорта. Морской транспорт связал между собой все материки; увеличилась протяжённость железных дорог.

В XVIII - XIX вв. произошла промышленная революция, шло образование крупной машинной индустрии в ряде стран Западной Европы и США. Окончательное формирование МХ можно отнести к периоду - с конца XIX по начало XX вв.

В настоящее время в мире преобладают 3 главных центра МХ: Европа (28 % ВВП - валовой внутренний продукт), США (26 % ВВП), Япония (10 % ВВП).

К сведению:

ВВП - совокупная стоимость потребляемых населением товаров и услуг, созданных в стране, государственных закупок и капиталовложений.

Международное географическое разделение труда (МГРТ) выражается в специализации отдельных стран на производстве определённых видов продукции и услуг и в последующем обмене ими. Результатом международного географического разделения труда является отрасль международной специализации для данной страны.

К сведению:

отрасль международной специализации - отрасль, которая в большей степени ориентирована на экспорт продукции и в первую очередь определяет “лицо” государства в МГРТ.

Для того, чтобы могла возникнуть подобная специализация, необходимо выполнение определённых условий:

1) страна, участвующая в МГРТ должна обладать какими-то преимуществами (например, богатством природных ресурсов), по крайней мере, перед частью государств, в производстве соответствующей продукции;

2) должны существовать страны, испытывающие потребность в этой продукции;

3) затраты на доставку продукции к месту продажи должны быть выгодны стране-производителю;

4) государство должно производить данной продукции больше, чем необходимо ей самой.

Примеры отраслей международной специализации:

· Япония - экспорт автомобилей, морских судов, продукции радиоэлектроники и роботостроения.

· Болгария - выпуск продукции агропромышленного комплекса и подъёмно-транспортного оборудования.

· Канада - производство зерна, продукции лесной промышленности.

· Замбия - экспорт медной руды и рафинированной меди и т.п.

Степень вовлечения любого государства в МГРТ зависит в первую очередь от уровня развития его производительных сил. Поэтому индустриально развитые страны занимают ведущие места в выпуске “облагороженной”, дорогостоящей продукции - машин и оборудования, товаров длительного пользования и т.д.

Что же касается развивающихся стран, то основные отрасли их международной специализации связаны с вывозом природных ресурсов и сельскохозяйственной продукции.

Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.

Запасы легкодоступной воды распределены по планете неравномерно. Используя карту “Водные ресурсы мира”, дадим характеристику этим запасам. Наиболее обеспечены водными ресурсами в расчёте на душу населения страны:

а) хорошообеспеченные: Россия (25 - 100 тыс. кубометров в год), Канада (50 - 100 и более), Новая Зеландия (50 - 100 и более), Конго (более 100), Норвегия (50 - 100), Бразилия (до 100 тысяч кубометров в год);

б) слабообеспеченные: Египет (менее 0.5), Саудовская Аравия (0.5 - 2.5), Алжир (0.5 - 2.5), Пакистан (0.5 - 2.5), Китай (2.5 - 5 тысяч кубометров в год) и т.п.

Страницы: 1 2 


Материалы по географии:

Растительность
Растительный покров тундровой зоны, в целом, описан достаточно хорошо. Имеются достаточно хорошие работы по всем регионам исследования. Обобщающими работами по регионам можно назвать работы Б.А. Юрцева (1974, 1981); В.Д. Александровой (1977); В.И. Перфильева, Л.В. Тетерина, Н.С. Карпов, 1991; Н.В. ...

Основные понятия биогеографии при районировании
Соответственно оказываются различными и принципы, которые могут быть положены в основу биогеографического районирования земного шара. Чтобы охарактеризовать эти принципы, необходимо дать определение основным понятиям, с которыми имеет дело биогеограф при районировании. Эти понятия укладываются в дв ...

Реклама по товару
Данный продукт (пеллеты) имеет свои особенности в рекламном бизнесе. Его не рекламируют широко в средствах массовой информации. Этот товар и не нуждается в этом, чтобы знали о нём абсолютно все. Есть специализированные журналы, специальные сайты и ярмарки, где подробно представлена информация о био ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru