Культура

Страница 3

Уже в период борьбы царств (IV-III вв. до н. э.) постепенно складывался общекитайский язык. Этому процессу содействовал и иероглифический характер китайской письменности: соотнесенность знаков с предметами, а не со словами, позволяла использовать их в различных языках. Лишь к I в. до н. э. иероглифы приобрели почти современные очертания (потеряли изобразительность).

Развитие с конца VIII в. до н. э. летописания, обогащение его комментариями и опытом риторики привело к появлению во 11-1 вв. до н. э. первой сводной истории Китая - "Исторических записок" Сыма Цяня.

В конце IV в. до н. э. на основе народно-песенной традиции и мифологического материала поэт Цюй Юань создал крупные лирико-эпические произведения (аналог элегий и од) - "Скорбь отлученного", "Вопросы к небу". Один из первых людей государства Чу, он озабочен проблемами падения нравственности, отстаивает идею федеративного объединения китайских царств (объединение осуществилось в результате победы одного царства над остальными). Его последователь Сунь Юй (290—223 гг. до н. э.) также основывается на народном творчестве и ораторских традициях. В цикле "Девять изменений" он описывает свои настроения посредством аналогий с временами года. Его тяготение к даосскому мировоззрению сказывается и в независимой позиции по отношению к власть имущим. Оды поэта - это поэзия любовной тоски, они рисуют идиллическую любовь на лоне природы.

Система имперского управления включала создание общегосударственных культов, основанных на народных традициях, в противовес местным аристократическим. Музыкальная палата Юэфу занималась сбором и обработкой народных песен. Возникли и авторские подражания фольклору - лирика в стиле юэфу

Развитие театрализованных зрелищ привело к превращению актеров в особую касту, которой в столице был выделен особый квартал, но театр как таковой еще не возник.

Наряду со старым конфуцианством возникает его мистический вариант, который к концу II в. н. э. утверждается как государственный и приобретает значение религии. В начале II в. превращается в религию и даосизм.

В позднеханьской империи проживало около 60 млн. человек (одна пятая населения земного шара). В крупнейших городах проживали до полумиллиона человек. Но этнический состав очень изменился. Коренное население в начале I в. н. э. сильно сократилось из-за ряда стихийных бедствий. В то же время большие массы переселились в пограничные округа. Туда же переселялись и кочевники, признавшие власть императора (в частности, гунны и сяньби). После победы над цянами значительные их массы были переселены в центральные районы империи.

В конце III в. в столичной области "варвары" составляли более половины населения. В начале IV в. в северную часть страны, ослабленную междуусобицами, начавшимися после распада ханьской империи, хлынули кочевые и полукочевые племена. Именно вожди этих племен возглавляли правительства сменяющих друг друга враждующих государств. Правительства этих царств копировали китайский чиновничий аппарат, опирались на китайских советников, но сохраняли свое обособленное положение. Возникает как бы двойное управление. Основой хозяйства становятся индивидуальные земельные наделы, им противостояло крупное землевладение "сильных домов", имеющих свои воинские подразделения и подчинявших себе всю округу. Однако высший слой "сильных домов" доступа к центральной власти не имел.

В 1-11 вв. из Центральной Азии и Индии в Китай проникает буддизм. Особенно интенсивно растет число сторонников этой религии в V- VII вв.: в V в. в буддийских монастырях — 3000 человек, в VI в. — 82 700, в VII в. на севере страны в 30 000 монастырей около 2 млн. человек. С конца IV в. буддизм был признан государственной религией (что не влияло на отношение к другим религиям). Но временами светская власть ощущала разрушающее влияние буддизма или необходимость пополнить казну и делала это за счет монастырей: изымались земли, сокращалось число рабов при монахах, переплавлялись бронзовые статуи будд.

Страницы: 1 2 3 4 5


Материалы по географии:

Географическое положение Украины
Название Украина впервые встречается в Ипатьевской летописи в 1187 году. Существуют несколько теорий о происхождении названия "Украина". По одной из них, название происходит от общеславянского "оукраина", "пограничная область", которое впервые было применено к погранич ...

Климатические условия территории
Территория Псковской области расположена в умеренном климатическом поясе, между 55° и 59° северной широты. Климат здесь характеризуется как умеренно-континентальный, влажный, смягченный сравнительной близостью Атлантического океана. Последнее обстоятельство определяет расположение области на границ ...

Религия
Статуя Христа-Искупителя в городе Рио-де-Жанейро Основная статья: Религия в Бразилии Около 74 % населения страны — приверженцы Римско-католической церкви, что делает Бразилию одной из самых католических стран мира. Около 15 % от всех жителей исповедует протестантизм. Последователей спиритизма 1,3 % ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru