Каменные колоссы

Статьи по географии » Остров Пасхи » Каменные колоссы

Страница 1

Первых капитанов, посетивших остров, не тронуло суровое величие каменных гигантов. Форстер, спутник Кука, называет их «грубыми произведениями». И хотя, познакомившись с этими скульптурными колоссами, Ла-Перуз составил «весьма лестное мнение о таланте, который этот народ проявлял в далекой Древности к строительству (многообещающее слово «строительное искусство» было бы здесь неуместно)», великий мореплаватель все-таки считал, что «эти колоссальные фигуры показывают, что островитяне недалеко зашли в области изобразительных искусств». Такое нелестное мнение водителей фрегатов о памятниках искусства острова Пасхи объясняется просто: спутники Кука, и Ла-Перуз были в плену эстетических идеалов своего времени. А век, в котором они жили, век рококо, считал прекрасным только изысканное, элегантное, миниатюрное. Естественно, что колоссы острова Пасхи казались им грубыми и варварскими, чуждыми классическим пропорциям и «духу красоты». И только позже европейцы смогли оценить все художественные достоинства статуй острова Пасхи. Теперь история искусства ставит их в один ряд с египетскими пирамидами, гигантскими каменными изваяниями, созданными древнейшими жителями Мексики - ольмеками и другими бессмертными творениями безымянных гениев.

«Стоя на склоне горы, они смотрят с непостижимым спокойствием на море и землю, и тут сразу чувствуешь, как их контуры начинают вас увлекать, несмотря на всю свою упрощенность. И чем больше предаешься такому созерцанию, тем сильнее становится это ощущение, неизменное ощущение спокойного благородства, очарования и тайны, - пишет о статуях острова Пасхи английская исследовательница Раутледж, более года проведшая на земле Рапа-Нуи. Вся картина действует особенно интенсивно на закате, когда огромные черные силуэты памятников, озаренные гаснущими лучами, посте-пенно вырисовываются на великолепном, переливчатом фоне западного горизонта».

В прежние времена каменные колоссы стояли на погребальных террасах аху. Некоторые из

них были под стать гигантским статуям: Каменоломни вулкана Рано-Рараку и находящиеся рядом статуи каменные платформы достигали шестидесяти метров в длину и трех - в высоту. Статуи были повернуты лицом к острову и спиною к океану, на берегу которого воздвигались аху. Обычно на погребальной площадке стояло несколько гигантов (до пятнадцати статуй вместе).

«При некоторой фантазии нетрудно представить себе первоначальную картину этого аху, - пишет автор популярной книги «Остров Пасхи» Ф. Шульце-Мезье. - Кругом царит тишина . Все, что было близко к аху, подпадало под строгое табу . даже рыбная ловля была запрещена . Четыре родственника покойного держали караул, и всякий, кто осквернил бы это место, рисковал тем, что ему проломят череп . Высоко над караулом тянется ряд каменных гигантов, темные силуэты которых резко выделяются на фоне светлого неба. Позади статуи - невидимый для печалящихся о мертвеце океан с его вечно гудящими волнами».

Около века прошло с тех пор, как последняя статуя была сброшена с аху. Но стоящие статуи можно увидеть в другом месте острова - в каменоломнях кратера вулкана Рано-Рараку, откуда каменные гиганты начинали свой путь к океану. Здесь есть скульптуры, уже готовые к отправке и наполовину готовые, готовые почти совсем . и такие, к работе над которыми только что приступили. «Нигде мы не находимся под таким обаянием чуда, как здесь, с того момента, как глаза наши научаются видеть- Большинство статуй еще не вполне высечено из скалы и нередко покрыто лишайником или поросло травой или папоротником, - пишет Кэтрин Раутледж. Сначала зрителя поражает какая-нибудь выдающаяся вперед фигура. Но, приглядевшись, он с изумлением видит, что стены по обе стороны сплошь покрыты идолами, а что над ним в нише стоит какая-нибудь другая гигантская фигура; она смотрит вниз, и оказывается, что нога ее покоится на огромном лице». Одна из статуй, уже отделенная от скалы, имеет более двадцати метров. Голова ее - одиннадцать, нос -четыре метра. Гигант, известный под именем Пиропиро, глубоко ушел в почву. Сейчас он возвышается над землей на шесть с половиной метров. Более шестисот каменных колоссов насчитывается на маленьком острове Рапа-Нуи.

Страницы: 1 2


Материалы по географии:

Обеспечение занятости, развитие традиционных отраслей
Традиционное природопользование при небрежном, а порой и хищническом освоении территорий подвергается негативному, разрушительному воздействию. Вытеснение традиционного хозяйствования в результате отчуждения угодий или их трансформации под техногенным воздействием – главная угроза существования нац ...

Население
Численное значение, состав, размещение. Национальный состав Марокко: арабы и берберы — 99%, 1% — европейцы и евреи. Берберы — коренное население Марокко. Современные берберы, сохранившие свой язык и некоторые особенности образа жизни, занимают, как правило, горные районы и сахарские оазисы. К числу ...

История развития рельефа
История развития рельефа Байкальской горной страны сложна и разнообразна. Архейско-протерозойско-палеозойские складчатые структуры за длительное время были разрушены и к концу палеозоя территория представляла собой разновозрастные выровненные поверхности. Мезозойско-кайнозойские тектонические движе ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru