Аэромассы и воздушные массы

Статьи по географии » Особенности аэромассы » Аэромассы и воздушные массы

Аэромассы и воздушные массы не являются синонимами; это, хотя и близкие, но все же различные понятия.

Воздушными массами в синоптической метеорологии называют относительно однородные по физическим свойствам части тропосферы, внутри которых наблюдаются небольшие градиенты температуры и ряда других метеорологических величин, а изменения этих величин с высотой имеют определенную закономерность, характерную для данной воздушной массы в целом. Горизонтальные размеры воздушных масс измеряются тысячами километров, вертикальные — несколькими километрами.

Согласно термодинамической классификации различают следующие типы.

1. Теплые воздушные массы — устойчивые и неустойчивые.

2. Холодные воздушные массы — устойчивые и неустойчивые.

3. Нейтральные (местные) воздушные массы — устойчивые и неустойчивые.

Географическая классификация воздушных масс основана на географическом положении очагов формирования воздушных масс. Различают:

1. Арктический или антарктический воздух (АВ).

2. Воздух умеренных широт (УВ), иногда называемый полярным воздухом (ПВ).

3. Тропический воздух (ТВ).

Каждая из этих воздушных масс делится, в свою очередь, на морскую (м) или континентальную (к), в зависимости от характера подстилающей поверхности и очага ее формирования. Иногда дополнительно уточняется этот очаг, например средиземноморский морской тропический воздух и т. п.

Воздушные массы перемещаются в пространстве и непрерывно изменяются. В результате трансформации воздушной массы становятся иными температура, влажность, система конденсации. Трансформация может быть на уровне крупных регионов (например, Средней Азии, Западной Сибири) и на уровне отдельных ландшафтов и физико-географических районов. Особый интерес представляет трансформация воздушных масс на топологическом уровне — уровне элементарных природно-территориальных комплексов (фаций). Естественно, что наиболее существенная трансформация происходит именно в слое, лежащем ниже этой верхней границы. Аэромассы и воздушные массы не являются синонимами. Сейчас можно уточнить это утверждение. Во-первых, аэромассы включают в себя только «сухой воздух» без атмосферной воды и аэрозолей, во-вторых, к аэромассам относятся лишь те части воздушных масс, которые трансформированы конкретным природно-территориальным комплексом.

Характеристики различных районах европейской территории в России

Характеристики

Воздушная масса

кАВ

мАВ

кУВ

мУВ

кТВ

мТВ

Вертикальная протяженность, км Средняя температура воздуха в приземном слое, ° С: январь

1—3

- 20

2—5

-10

-8

-1

опопаузы

Не характерен

+ 3

июль

+ 8

+ 10

+ 20

+ 15

+ 25

Не характерен

Горизонтальная видимость, км

20—50

50

4—10

10—20

2—6

2—6


Материалы по географии:

Геополитика как научная дисциплина XX–XXI веков
Общепринятой трактовки геополитики как науки нет. Споры об объекте и предмете геополитики идут около сотни лет. Понятие «геополитика» трактуется чаще всего чрезвычайно широко. В итоге эта наука лишается свойственных ей черт, границы её становятся чрезвычайно размытыми, переходящими в предмет эконом ...

История освоения и динамика развития хозяйства Андских стран
Латинская Америка - регион, занимающий 21 млн км2, население которого уже достигло 520 млн человек и составляет 8,5% мирового. В этом регионе расположены 33 суверенных государства, но сохраняются еще небольшие владения некоторых стран Западной Европы и США. В пределах Латинской Америки принято выде ...

Отраслевая и функциональная структура машиностроения Сибири. Динамика производства продукции машиностроительного комплекса. Развитие наукоемкого сектора машиностроения Сибири
Машиностроение является одной из важнейших отраслей промышленности субъектов Федерации Сибирского федерального округа. К концу 80-х годов ХХ века его доля составляла более 20% промышленного производства региона. В 2008 году этот показатель, определенный в сумме по видам экономической деятельности, ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru