Общие особенности машиностроительного производства

Статьи по географии » Современное состояние машиностроения Сибири » Общие особенности машиностроительного производства

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его функционирование и размещение.

Во-первых, в эпоху научно-технической революции развитие машиностроения немыслимо без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производства продукции наукоемких отраслей все более ориентируется на районы, обладающие высокоразвитой научной базой.

Во-вторых, выпуск машиностроительной продукции требует гораздо больших затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость отрасли.

В третьих, достаточно высока металлоемкость отрасли, поэтому предприятия машиностроения, часто ориентируются на ее центры.

В четвертых, для машиностроения характерно: многономенклатурностью, многодетальность продукции, длительность цикла подготовки к выпуску новой продукции и длительность цикла изготовления.[7]

Основным конструкционным материалом в машиностроение является черный металл и, следовательно, главный сырьевой поставщик – черная металлургия. В то же время, в современном машиностроении черные металлы все в большей степени заменяются цветными, прежде всего – легкими (алюминий), а также – композитами и пластмассой.

Однако в машиностроение, которое является наиболее сложной отраслью, определяющей уровень развития НТП, все не так однозначно, как в других отраслях промышленности. Здесь основную роль играют трудоемкие, наукоемкие, нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелого машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе – достаточно большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большое значение имеют и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия и даже отрасли.

Машиностроение – особый межотраслевой комплекс с уникальными стадиями технологического процесса. Весь процесс производства машин и механизмов можно условно разделить на три стадии.

1. На первой - делают заготовки будущих деталей из самых разнообразных материалов: чугуна, стали, цветных металлов, пластмасс, стекла, резины и др.

2. На второй - обрабатывают заготовки; в результате получаются детали для сборки машин и механизмов. Для этого применяют токарные, сверлильные, фрезерные, строгальные, долбёжные, шлифовальные станки.

3. На третьей, завершающей стадии производства готовые детали поступают на сборку. Существует два вида сборки - конвейерная и стендовая.[8]

Если в машиностроении производят массовую, стандартную и относительно лёгкую продукцию (автомобили, телевизоры, часы), то её собирают на движущемся конвейере. Сложную в изготовлении или тяжёлую (атомный реактор, морское судно) - собирают на стенде (станке), куда по мере необходимости подвозят детали и узлы.

Готовую продукцию испытывают, и только после этого её, продают заказчику. Многие виды уникальны и настолько сложны в изготовлении, что завод берёт на себя обязательство обслуживать эту машину до момента полного износа и поставлять для ремонта все необходимые запчасти.

Размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости от технико-экономической спецификации производства: от конструкционной сложности выпускаемых изделий и широкое развитие специализации и кооперирования. По характеру технологического процесса многие отрасли машиностроения тяготеют к районам высокой технической культуры, обладающим квалифицированными кадрами рабочих. В то же время эти районы обычно являются довольно емкими потребителями готовой продукции.

В машиностроении потребительский фактор оказывает в размещении производства большее влияние, чем сырьевой. Совпадение источников сырья с местами потребления готовой продукции представляют собой оптимальный вариант размещения машиностроительных предприятий. В данном случае значительно сокращаются транспортные затраты по перевозке металла, машин и оборудования, возникают условия для установления производственных связей между машиностроением и черной металлургией. Машиностроительные заводы освобождаются от нескольких операций (например, литейное производство), в большей мере свойственных металлургии, а металлургические заводы получают возможность использовать отходы машиностроения и специализироваться соответственно с его потребностями. [9]


Материалы по географии:

Географическое положение. Исследования Центральной Азии
Евразию образуют две части света - Европа и Азия. Условную границу между ними принято проводить вдоль восточного подножия Уральских гор, по реке Эмбе, северному побережью Каспийского моря и Кумо-Манычской впадине. Морская граница проходит по Азовскому и Черному морям, а также по проливам, соединяющ ...

Черные дни острова Пасхи
1722 . 1770 . 1774 . 1786 . 1804 . Даты первых посещений острова Пасхи европейцами. И буквально на глазах у водителей фрегатов происходил процесс деградации, разрушения древней культуры. Каменные идолы низвергались со своих постаментов. Аху разрушались. Адмирал Роггевен сообщил, что гигантским идол ...

Количество аэромассы в разных ПТК
Детальные исследования динамики положения верхней границы фаций путем анализа распределения параметров, характеризующих аэромассы (температура, влажность воздуха, скорость ветра), производились в течение длительного промежутка времени только на Марткопском физико-географическом стационаре, поэтому ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru