Машиностроение представляет собой самую сложную и дифференцированную отрасль промышленности. С точки зрения особенностей размещения производства и степени расчленения технологического процесса отрасли машиностроения классифицируются следующим образом:
1.тяжелое (производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечнопрессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов);
2.общее (производство технологического оборудования для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, с/х машины);
3.среднее (производство автомобилей, самолетов, металлорежущих станков, тракторов, технологического оборудования для легкой, пищевой, полиграфической и медицинской промышленности);
4. механизмов производство точных машин, приборов и инструмента;
5.производство металлических изделий и заготовок;
6.ремонт машин и оборудования.[16]
Рис.-5. Отраслевой состав машиностроительного комплекса.
В России используется также классификация отраслей машиностроения с точки зрения функции, роли и значения отраслей для развития экономики государства. Так выделяют отрасли, обеспечивающие прогресс самого машиностроения (Рис.6); отрасли, обеспечивающие развитие других отраслей и отрасли, которые выпускают товары народного потребления.
Рис. -6. Отраслевой состав Машиностроительного комплекса в России
Выполнен автором
Машиностроительный комплекс может быть расчленен и по стадиям технологического процесса на заготовку, механическую обработку и сборку.[17]
В зависимости от того, на какой рынок ориентирована продукция, выпускаемая предприятиями машиностроительного комплекса, их некоторые исследователи, условно объединяют в 4 группы:
1. группа отраслей инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение), развитие которых определяется инвестиционной активностью ТЭКа, строительного и транспортного комплексов;
группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения;
3. электротехника, приборостроение, станкостроение - группа наукоемких отраслей, так называемых комплектующих, развивающихся вслед за потребностями всех других отраслей промышленности, включая и само машиностроение;
автомобильная промышленность, выпуск продукции которой ориентирован на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребность предприятий, фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов).[18]
В машиностроении имеется хронологическая классификация. Выделяются новейшие отрасли, возникшие во второй половине XX века. Прежде всего, это отрасли высших этажей машиностроения: электроника, радиотехника, роботехника, ракетно-космическая промышленность и др. Новые отрасли, которые возникли во второй половине XIX и первой половине XX вв.: авиа- и автотранспортная техника, паровозо- и тепловозостроение, производство оборудования для многочисленных отраслей народного хозяйства и промышленности и др. К старым отраслям, возникшим еще в XVIII и первой половине XIX вв. относится производство металлических изделий для первичных отраслей экономики – сельского и лесного хозяйства, добывающей промышленности.[19]
Материалы по географии:
Границы и оборонное строительство Китая
Китай проводит политику национальной обороны, носящую оборонительный характер. В "Конституции КНР" и разработанном в соответствии с конституцией "Законе об обороне КНР" определено, что задачей вооруженных сил КНР является укрепление обороны страны, противодействие агрессии, защи ...
Демографическое
прогнозирование
Демографические прогнозы являются важным элементом комплексного долгосрочного социально-экономического планирования. Практически очень трудно найти какую-либо область экономики и социальной жизни, где бы при долгосрочном планировании не использовались данные демографических прогнозов. Демографическ ...
Казахстан
Площадь 2717,3 т кв. км. Население ~16 млн. чел. Городское 57%. Включает в себя 19 обл., 223 района, 83 города, 204 поселка городского типа. Столица - Алма-Ата. На зап - часть Прикаспийской и Туранской низменностей, в центральной части - Казах. Мелкосопочник, на сев - южная окраина Зап-Сибирской ра ...