Особенности регионального развития хозяйственного комплекса страны

Статьи по географии » Экономико-географическая характеристика хозяйственного комплекса Китая » Особенности регионального развития хозяйственного комплекса страны

Страница 1

Увеличивающиеся различия между городом и деревней уже сейчас стали крупным вызовом, перед которым стоит развитие страны, и самым крупным системным препятствием на пути развития производительных сил и социального прогресса. Различия между городом и деревней проявляются в следующем [10]:

1) увеличивается разница в доходах городских и сельских жителей;

2) растут различия в потребительских расходах; с учетом финансовых дотаций жителям городов и поселков уровень потребления в деревне в 6 раз ниже городского;

3) увеличивается разница в предоставлении общественных услуг; в селе накапливается большое количество населения с низкими качественными характеристиками, особенно это касается западных районов страны; крайне несправедливо распределены образовательные ресурсы между городом и деревней, очень велики различия в распределении ресурсов общественного здравоохранения, в уровне медицинского страхования, обеспечения средствами связи;

4) велики различия в производительности труда.

Увеличение различий в развитии районов. Китай – страна с самыми большими в мире различиями в развитии регионов, по существу «в одном Китае существуют четыре мира». Первый мир – уже вошел в группу районов с высокими доходами по мировым стандартам (Шанхай, Пекин, Шэньчжэнь), в нем проживает всего 2,2% от населения страны. Второй мир – районы со средне-высоким по мировым нормам уровнем доходов (Тяньцзинь, Гуандун, Чжэцзян, Цзянсу и прочие приморские регионы), доля в численности населения страны – 21,8%.[3] Третий мир – регионы со средне-низкими по мировым масштабам доходами, 26,0%. Четвертый мир – регионы с низким уровнем доходов, к ним относятся бедные районы Центрального и Западного Китая, удельный вес в численности населения страны – около 50%. Различия проявляются не только в доходах и ВВП на душу населения, но и в других социально-экономических показателях. Половина населения Китая имеет низкий, с мировой точки зрения, уровень доходов. По размерам национального дохода на душу населения Китай уже вышел на нижнюю границу среднезажиточного общества, но этот уровень не только очень низок, но и распространен крайне неравномерно.

Экономические зоны. В мире существует только немного стран с такими глубокими природными, историческими и социально-экономическими различиями между их районами, как в Китае. Если применить по отношению к этой стране общую концепцию Центра, Полупериферии и Периферии, то ее территорию не так трудно подразделить на три большие части. Собственно говоря, именно это концепция фактически и нашла отражение в официальном выделении в Китае трех экономических зон – Восточной, Центральной и Западной.

Восточную зону образуют девять приморских провинций и автономных районов Китая, а также имеющие права провинций три города центрального подчинения – Пекин, Шанхай и Тяньцзинь. Это наиболее развитая в социально-экономическом отношении часть страны с крупной тяжелой и легкой промышленностью, с интенсивным сельским хозяйством, с густой транспортной сетью и довольно развитой социальной сферой. Благодаря прежде всего обилию морских портов это также самая включенная в мирохозяйственные связи часть Китая. После начала экономических реформ именно она испытала тот бурный экономический подъем, который во многом предопределил все китайское «экономическое чудо». Именно здесь возникли современные наукоемкие отрасли производства, именно сюда поступила, да и продолжает поступать основная часть иностранных инвестиций. Экономика Восточной зоны стала по существу экспортноориентированной. [1]

Центральная зона включает в себя девять провинций и автономных районов Северо-Восточного, Северного и Центрального Китая, а также один город центрального подчинения – Чунцин. По площади она превосходит Восточную зону, но по численности населения и уровню промышленного развития значительно ей уступает. Экономика ее пока гораздо менее открыта и связана в основном с использованием собственных людских, минеральных и природно-климатических ресурсов. Например, провинция Шаньси выделяется во всем Китае по масштабам развития угольной промышленности (Датун), провинции Хэнань и Хунань – производством риса и других сельскохозяйственных культур, а автономный район Внутренняя Монголия – скотоводством. [1]

Страницы: 1 2


Материалы по географии:

Каналы сбыта и хранения. Стандартизация и сертификация товара/услуги. Правовые факторы. Послепродажный сервис товара/услуги
Выбор видов транспорта: · Водный транспорт На дальние расстояния топливную гранулу экономичнее всего транспортировать морским транспортом. В зависимости от требований покупателя и логистических возможностей завода гранулу можно погружать на судно насыпью, в биг-бэгах или в потребительской расфасовк ...

Проблемы развития Поволжья
В Поволжье гл. богатство - нефть, газ, водн. и рыбн. ресурсы Волги. С рекой связаны многие отрасли хоз-ва: речной транспорт, судостроение, гидроэнергетика и др. В советское время отраслями специализации стали нефтегазовая промышленность и электроэнергетика. Благоприятные условия сложились для нефте ...

Расположение области
Липецкая область расположена между 37є51ґ-40є23ґ в. д. и 51є52ґ-53є30ґ с. ш. в Европейской части России на Средне-Русской возвышенности (западные районы области) и Окско-Донской низменности (восточные районы). Вся территория области расположена в верхней части бассейна р. Дон, которая является глав ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru