Экономическая оценка природных ресурсов территории

Статьи по географии » Социально-экономическое развитие Псковской области » Экономическая оценка природных ресурсов территории

Псковская область богата лесами, совокупная площадь которых составляет 2450 га. Имеющиеся ресурсы позволяют заготавливать 3,5 млн. куб. м. древесины ежегодно, однако реально осваиваются лишь 30% возможного[2]. Область богата и другими природными ресурсами, такими как: глины, пески, песчаный известняк, известковый туф, сапропель, гипс, торф, суглинок. Месторождения этих полезных ископаемых освоены не полностью, что предполагает развитие отраслей: легкой, пищевой, торфяной, производство строительных материалов.

Область располагает половиной сельскохозяйственных угодий Северо-Запада России. Основу сельского хозяйства составляют молочно-мясное животноводство, производство овощей и картофеля и льноводство. Предприятия отрасли расположены практически во всех городах и районных центрах области. При достаточно высоком качестве продуктов цены на них здесь на 10-15% ниже, чем у аналогичной продукции заводов Санкт-Петербурга и стран Прибалтики, что обеспечивает им спрос не только в регионе, но и за его пределами.

Область располагает развитой транспортной инфраструктурой. Автотрассы и железнодорожная сеть, связывают ее с Москвой, Санкт-Петербургом, Львовом, Одессой, со столицами стран Балтии, портами Мурманска и Калининграда. В Пскове открыт международный аэропорт для среднемагистральных пассажирских и грузовых самолетов с полным весом до 250 т. Псков обладает речным портом, который способен связать область с портами Эстонии на побережье Псковско-Чудского водоема (крупнейший из них – Тарту). Поэтому огромное значение придается дальнейшему развитию транспортной инфраструктуры, что диктуется как уникальным положением региона (общая граница с тремя государствами), так и распределением грузовых потоков (более 10% грузопотока России проходит здесь)[3]. Поставленные в этом направлении задачи предусматривают модернизацию существующих и открытие новых транспортных линий.

Так в 2006 году индекс производства по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых» (кроме топливно-энергетических) составил 113,4 %, в 2007 году – 130,8 %. По итогам 8 месяцев 2010 года индекс вырос на 68,7 % к соответствующему периоду 2009 года и это – самый высокий показатель по Российской Федерации.

Из строительных нерудных материалов наиболее заметно увеличилось производство (добыча) щебня и гравия – в физическом объеме на 24,2 % к январю-августу 2007 года и на 72 % к аналогичному периоду 2006 года.

Наращивают объемы добычи и производства предприятия в Пскове и Великих Луках.

Важным является также то, что динамичное развитие добычи полезных ископаемых происходит на фоне устойчивого роста обрабатывающих производств, позволяя области уже второй год быть в группе лидеров по Северо-Западному федеральному округу по темпам роста промышленного производства[4].

Природные условия для жизни населения весьма благоприятные. Область относится к одному из наиболее экологически чистых районов. Здесь отсутствуют "вредные" и "грязные" производства, хотя и наблюдаются довольно значительные внутренние контрасты в характере и интенсивности антропогенных воздействий, в степени нарушенности природных комплексов. Очаги острых экологических ситуаций (например, вблизи городов) сочетаются с весьма обширными площадями, где еще сохранились относительно слабо нарушенные ландшафты.

Вместе с тем, для области характерно все возрастающее увеличение антропогенных нагрузок на природную среду в связи с усиленной эксплуатацией лесных ресурсов, развитием урбанизации, загрязнением и т.п. Область расположена в зоне низкого потенциала загрязнения и уровень загрязнения атмосферного воздуха, как правило, находится в пределах санитарных норм даже в основных промышленных центрах - Пскове и Великих Луках. Автотранспорт дает 75% валовых выбросов в г. Пскове и 30% - в г. Великие Луки.


Материалы по географии:

Природные воды
Известно, что запасы пресных вод суши невелики. В Чувашии они представлены поверхностными и подземными водами. Ресурсы рек с давних времен в жизни людей играли большую роль. Малые реки использовались для замочки конопли, луба, на них строились мельницы. По большим рекам (Волга, Сура, Цивиль) ходили ...

Крупнейшие проекты нефтепроводов
Тайшет – Находка. Стоимость 10,6 млрд. долл. Протяженность – 2718 км. Мурманская трубопроводная система. Стоимость 4 млрд. долларов. Протяженность – 2300 км. Балтийская трубопроводная система. Пропускная способность- 50 млн. тонн нефти в год. Первая очередь построена в 2001 году и обошлась в 460 мл ...

Экономический аспект малых городов
Выживание малых городов в современных условиях не может исходить из традиционной ориентации только на уже имеющиеся предприятия при сохранении их специализации. Во-первых, потому что в таком случае перспективная ориентация экономики города уже оказывается заданной, он целиком и полностью зависит от ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru