Хабаровский край относится к числу «старых» регионов нового освоения. Со второй половины XIX в. (после закрепления российско-китайской границы по р. Амур) и до последних советских десятилетий край заселялся волнами новых переселенцев. За счет притока мигрантов на «комсомольские стройки» советского времени, организованные для освоения минерально-сырьевых и лесных богатств региона, численность населения края за 1939-1979 гг. увеличилась в 2,5 раза (с 550 тыс. до 1,37 млн. чел.). В переходный период началось устойчивое сокращение численности населения – с 1,63 млн. чел. в 1992 г. до 1,40 млн. чел. в 2008 г.
Как и большинство регионов Дальнего Востока, Хабаровский край чрезвычайно пространственно неоднороден. Территория края, вытянутая вдоль побережья Охотского моря на многие сотни километров, по транспортной доступности, уровню освоенности и характеру расселения четко разделяется на три зоны, сильно различающиеся по природным условиям. В наиболее освоенной и густонаселенной южной зоне (плотность населения в пригородном ареале более 50 чел./кв.км) роль каркаса выполняет Транссибирская железнодорожная магистраль, к которой тяготеет более 60% населения Хабаровского края. Ядро этой зоны – г. Хабаровск (577 тыс. чел.), претендующий на роль «столицы» Дальнего Востока, в нем живет половина городского населения края. Второй крупный город – Комсомольск-на-Амуре (272 тыс. чел.) – расположен в срединной зоне, где по сравнению с южной частью возрастают мелкоселенность и дисперсность расселения, распространены небольшие поселения золотодобытчиков и временные поселки леспромхозов. Север края – это территория очагового освоения (плотность населения в Аяно-Майском районе – 0,02 чел. на кв. км), где основную часть населенных пунктов составляют поселения золотодобытчиков, приезжающих на «сезон», и рыбацкие поселки на побережье Охотского моря.
Физико-географические условия на большей части территории края неблагоприятны для ведения сельского хозяйства, заселение было в основном индустриальным, поэтому процессы урбанизации начались давно. Сеть городских поселений развита слабо и представлена в основном не городами (их только 7, в том числе 5 малых), а 24 поселками городского типа (рабочими поселками). [4]
Материалы по географии:
Характеристика Фрунзенского района города Минска
Фрунзенский район является самым большим из девяти районов города Минска. Фрунзенский район образован 17 апреля 1951 года. Назван в честь М. В. Фрунзе. В современных границах с 1977 года. Район занимает северо-западную часть города. С северо-востока граница проходит по ул. Тимирязева, от ул. Вороши ...
Машиностроительный комплекс
Машиностроение — ведущий МОК, обеспечивающий выпуск разнообразных машин и оборудования для различных отраслей хозяйства. Главная задача машиностроения — вооружать народное хозяйство совершенными машинами. Именно машиностроительный комплекс составляет основу научно-технического прогресса (НТП) в рос ...
Южное колебание и Эль-Ниньо
Южное колебание и Эль-Ниньо (исп. El Niño - Малыш, Мальчик) - это глобальное океано-атмосферное явление. Являясь характерной чертой Тихого Океана, Эль-Ниньо и Ла-Нинья представляют собой температурные флуктуации поверхностных вод в тропиках восточной части Тихого Океана. Названия этих явлени ...