Хабаровский край относится к числу «старых» регионов нового освоения. Со второй половины XIX в. (после закрепления российско-китайской границы по р. Амур) и до последних советских десятилетий край заселялся волнами новых переселенцев. За счет притока мигрантов на «комсомольские стройки» советского времени, организованные для освоения минерально-сырьевых и лесных богатств региона, численность населения края за 1939-1979 гг. увеличилась в 2,5 раза (с 550 тыс. до 1,37 млн. чел.). В переходный период началось устойчивое сокращение численности населения – с 1,63 млн. чел. в 1992 г. до 1,40 млн. чел. в 2008 г.
Как и большинство регионов Дальнего Востока, Хабаровский край чрезвычайно пространственно неоднороден. Территория края, вытянутая вдоль побережья Охотского моря на многие сотни километров, по транспортной доступности, уровню освоенности и характеру расселения четко разделяется на три зоны, сильно различающиеся по природным условиям. В наиболее освоенной и густонаселенной южной зоне (плотность населения в пригородном ареале более 50 чел./кв.км) роль каркаса выполняет Транссибирская железнодорожная магистраль, к которой тяготеет более 60% населения Хабаровского края. Ядро этой зоны – г. Хабаровск (577 тыс. чел.), претендующий на роль «столицы» Дальнего Востока, в нем живет половина городского населения края. Второй крупный город – Комсомольск-на-Амуре (272 тыс. чел.) – расположен в срединной зоне, где по сравнению с южной частью возрастают мелкоселенность и дисперсность расселения, распространены небольшие поселения золотодобытчиков и временные поселки леспромхозов. Север края – это территория очагового освоения (плотность населения в Аяно-Майском районе – 0,02 чел. на кв. км), где основную часть населенных пунктов составляют поселения золотодобытчиков, приезжающих на «сезон», и рыбацкие поселки на побережье Охотского моря.
Физико-географические условия на большей части территории края неблагоприятны для ведения сельского хозяйства, заселение было в основном индустриальным, поэтому процессы урбанизации начались давно. Сеть городских поселений развита слабо и представлена в основном не городами (их только 7, в том числе 5 малых), а 24 поселками городского типа (рабочими поселками). [4]
Материалы по географии:
Этническая структура и языки
В мире насчитывается около 5 тыс. народов. Численность народов колеблется в широких пределах - от многих миллионов ( китайцы (хань) - 1120 млн., хиндустанцы -240 млн., американцы США - 205 млн., бенгальцы - 200 млн., бразильцы - 160 млн., русские- 150 млн., японцы - 123 млн.) до нескольких сотен ил ...
Перспективы
развития малых городов
Малые города - ключ к природным богатствам России, которые потенциально оцениваются в 350 трлн. $. Текущая рыночная стоимость крупнейших компаний России - 1 трлн. $. Чтобы эти богатства обрели свою рыночную стоимость, необходимо обеспечить их доступность и вовлечение в мировой хозяйственный оборот. ...
Причины зарождения грузопотока, его величина
Австралия – единственное государство в мире, занимающее территорию целого континента, и имеет только морские границы. Австралия отдалена от развитых стран Америки и Европы, крупных рынков сырья и сбыта продукции. Австралия считается высокоразвитой индустриально-аграрной страной. Обладает 1/3 всех з ...