Факторы размещения производства

Страница 1

Необходимо познакомиться с основными факторами размещения

производительных сил. Все факторы размещения можно подразделить на старые и новые. Первые из них соответственно возникли давно, а вторые - в основном уже в эпоху НТР. Впрочем, такое деление факторов в значительной мере условно. Ведь и те из них, которые возникли давно, в эпоху НТР приобрели во многом новое содержание.

Старые факторы размещения.

К их числу можно отнести факторы территории, экономико-географического положения, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов и территориальной концентрации.

Фактор территории

.

Территория - один из важных элементов географической среды общества. Как правило, чем больше ее размеры, тем богаче и разнообразнее природные ресурсы, тем больше возникает различных вариантов для размещения населения и производства. Прежде всего, это относится к России, Канаде, Бразилии, Австралии, США, Китаю, Индии. Эти большие по площади страны обычно подразделяются на отдельные крупные части: экономические зоны, макрорегионы, регионы.

В сравнительно небольших по территории странах не так остро стоит проблема дальних перевозок, они быстрее достигают "зрелости" своей территориальной структуры, часто имеют благоприятные предпосылки для экономической интеграции. С другой стороны, многие из них уже начинают испытывать "дефицит" территории. Иногда немалое влияние на территориальную структуру хозяйства оказывают и конфигурация территории, степень ее компактности.

Фактор экономико-географического положения

.

Понятие об экономико-географическом положении (ЭГП) было наиболее полно обосновано Н. Н. Баранским. Он выделил четыре главные разновидности ЭГП, которые могут использоваться по отношению к странам, районам, городам: 1) центральное положение, 2) глубинное (периферийное) положение, 3) соседское положение, 4) приморское положение. Центральное и приморское положения обычно выступают в качестве выгодных черт ЭГП. Глубинное (периферийное) положение, напротив, может замедлять экономическое развитие. Влияние соседского положения во многом зависит от отношений между государствами.

Приморское положение

(за исключением арктических морей) фактически во все времена было благоприятной чертой ЭГП. В период НТР роль его еще более возросла. В 50 - 70-х гг. в размещении производства и населения многих стран Западной Европы, Японии, отчасти и США произошел заметный сдвиг к морю. Это объясняется, прежде всего, усилением ориентации на импортное сырье и топливо. Появился даже термин "приморская урбанизация". В прибрежной зоне расположено 2/3 всех городов мира с населением более 1,5 млн. человек. А из 20 "сверхгородов" только пять не являются морскими портами.

Природно-ресурсный фактор

.

На более ранних этапах индустриализации география природных ресурсов, в первую очередь полезных ископаемых, во многом определяла размещение тяжелой промышленности, которая особенно тяготела к бассейнам каменного угля и железной руды. В эпоху НТР такое притяжение заметно уменьшилось. В первую очередь это относится к новейшим наукоемким отраслям. Но для размещения отраслей добывающей промышленности природно-ресурсный фактор продолжает оставаться главным. Поскольку же многие старые бассейны и месторождения, районы лесозаготовок уже сильно истощены, именно в добывающей промышленности в первую очередь наметился сдвиг в районы нового освоения, зачастую труднодоступные и малообжитые, с экстремальными природными условиями.

Северные районы мира занимают огромную площадь - 20 млн. км2, из которых 11 млн. приходится на российский Север. НТР сделала практически возможным освоение здесь новых территорий, проживание на них человека и эксплуатацию природных ресурсов. Континентальный шельф во всем мире занимает 31 млн. км2. Освоение шельфовых районов привело к тому, что еще в начале 90-х гг. доля "морской нефти" в общемировой ее добыче превысила 1/4, а доля "морского газа" 1/5. Главные районы добычи - Северное, Карибское и Каспийское моря, Персидский и Мексиканский заливы. Для освоения Севера и морских акваторий создается специальная техника. Необходимо, однако, принимать в расчет, что освоение и эксплуатация природных ресурсов в этих районах требуют очень больших капиталовложений и увеличивают угрозу загрязнения окружающей среды.

Транспортный фактор

.

До эпохи НТР этот фактор оказывал едва ли не решающее воздействие на размещение производства. Совершенствование путей сообщения и средств транспорта привело к значительному уменьшению транспортных затрат. Тем самым "транспортная революция" открыла возможности для сбыта продукции крупных специализированных предприятий в радиусе многих тысяч километров, для увеличения подвижности населения, для сдвига производства к морю, для переброски природных ресурсов, формирования районов нового освоения и, в конечном счете, для преодоления территориального разрыва между районами производства и потребления продукции. Сооружение БАМа в России тесно связано с освоением новых ресурсных районов. В Канаде одна из программ транспортного строительства так и называется - "Дорога к ресурсам". Следовательно, и в эпоху НТР транспортный фактор продолжает оказывать значительное влияние на размещение производства, особенно в больших по территории странах.

Страницы: 1 2 3


Материалы по географии:

Архитектурно-планировочная организация экомузея
Площадь экомузея «Тазгол» составляет 5 га. На его территории выделено три музейно-экспозиционных участка: Первый участок включает в себя: 1. Реконструкцию погребения кыргызского воина обрядом кремации на могильнике «Кайчак» и жертвенника «тайелга». 2. Реконструкцию орехо-промыслового стана 3. Рекон ...

Анализ возможностей использования методов дистанционного зондирования для региональной оценки экологического состояния лесов
Московская область относится к регионам с высокой плотностью населения и развитым промышленным потенциалом, что создает значительную антропогенную и рекреационную нагрузку на лесные экосистемы. Лес, как открытая экологическая система, находится в непрерывном взаимодействии с факторами окружающей ср ...

Половой, возрастной, национальный и религиозный состав, уровень урбанизации
Большинство населения края составляют русские. Традиционно велики в крае этнические общины армян, греков и украинцев. В последние десятилетия возросло количество проживающих в крае дагестанских народов, особенно даргинцев. На востоке и северо-востоке края проживают чеченцы. В предгорных районах – а ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru