Анализировавшиеся А. Лёшем процессы размещения производства и населения не охватывали характерные для СССР ситуации ускоренной индустриализации и урбанизации[6]. Уже сам факт, что в книге А. Лёша не было ни одного упоминания об СССР, не способствовал «узнаванию» в ней «своих» проблем.
О. Пчелинцев отмечает такую историческую закономерность, не укладывающуюся в теоретические схемы А. Лёша. В возникновении и быстром росте городов СССР особо важную роль играли не обслуживающие, а «спорадические» отрасли промышленности с преобладанием крупных специализированных предприятий (добывающая промышленность в восточных и северных районах, новые отрасли машиностроения и химической промышленности). Эти градообразующие отрасли затем притягивали предприятия отраслей обслуживания, отклоняя их географию от правильной геометрической формы. Соответственно «неправильно» (в сравнении с рыночными сетями А. Лёша) формировалась и структура расселения. Иначе (по сравнению с теорией А. Лёша) выглядела и роль транспорта, особенно на Севере и Востоке. Строительство железнодорожных магистралей в большей степени влияло на формирование сети городов, чем наоборот (поскольку транспорт часто выступал как районообразующий фактор, а уже затем – как обслуживающий). Ю. Саушкин также делал вывод, что размещение населенных пунктов в промышленных районах и на территориях пионерного освоения не укладывается в геометрию В. Кристаллера и А. Лёша [17, с. 275]. Вместе с тем он приводил другие примеры, подтверждавшие теорию А. Лёша (Центральная Индия с равномерно заселенной сельской местностью).
Итак, попытка ответить на вопрос о жизни идей А. Лёша в СССР выявляет многоплановую, отчасти противоречивую картину. Но ведь и советская экономика несла в себе много противоречий; ее ожидали неизбежные перемены.
леш географический хозяйство пространственный
Материалы по географии:
Население
Население составляет 7,4 млн. человек (2004 г.), средняя плотность населения около 172 человек на км2. Самая крупная этническая группа - немцы (65% населения), французов - 18%, итальянцев - 10%, ретороманцев - 1%. В Швейцарии четыре официальных языка: немецкий, французский, итальянский, ретороманск ...
Перспективы развития транспортных путей региона
Северные районы Псковской области непосредственно примыкают к быстро развивающемуся Санкт-Петербургскому транспортному субрегиону. На сегодняшний день существуют серьезные внутренние ограничения для развития Санкт-Петербургского транспортного узла. Следовательно, необходимо создание дополнительных ...
Основные функции города
Экономически Афины (столица Греции) выросли со 2-й половины 19 в. Провозглашение Афины (столица Греции) столицей и появление «столичных» функций города, возникновение фабрично-заводской промышленности превратили Афины (столица Греции) в условиях сильной аграрной перенаселённости Греции в крупнейший ...