Факторы размещения машиностроения

Страница 2

Автомобилестроение России возникло в Москве, где и сегодня выпускают грузовые и легковые автомобили (ЗИЛ и АЗЛК). В настоящее время главным автомобильным цехом страны стало Урало-Поволжье (ВАЗ — Тольятти, КАМАЗ — Набережные Челны, УАЗ — Ульяновск, ГАЗ — Нижний Новгород, ИЗК — Ижевск).

Производство автобусов — Ликино-Дулево, Голицыне, Яхрома, Курган;

микроавтобусов на базе ЗИЛ — Москва, ГАЗ — Нижний Новгород.

Локомотиво- и вагоностроение возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть страны: Коломна, Калуга, Брянск,

Людиново, Муром. Пассажирские вагоны выпускает Санкт-Петербург, электрички — Тверь и

Демехово. Вагоны метро производят Санкт-Петербург и Мытищи.

Тракторостроение и производство сельскохозяйственных машин в основном ориентировано на потребителя — главные сельскохозяйственные районы. Первые тракторные заводы были построены в довоенный период в Волгограде и Челябинске, а затем в Центре (Владимир, Липецк, Санкт-Петербург), Сибири (Рубцовск), на

Северо-Западе (Петрозаводск — завод трелевочных тракторов). Производство комбайнов сосредоточено в главных сельскохозяйственных районах, например, зерноуборочных — в Таганроге, Красноярске, Ростове-на-Дону.

Станкостроение, точное и военное машиностроение ориентированы на крупные научно-производственные центры, имеющие выгодное экономико-географическое и военно-стратегическое положение, сосредоточение научных кадров и квалифицированной рабочей силы. Научно-исследовательские институты (НИИ) и опытно-конструкторские бюро (ОКБ) отдельных отраслей расположены, как правило, в крупных научных центрах (Москва, Санкт-Петербург,

Новосибирск), в то время как производство серийной продукции размещено по всей стране.

Аэрокосмическая промышленность ориентирована на высокий научный потенциал Московского региона, основные НИИ и ОКБ размещены в Москве и городах ее окружения: КБ «ЯК», «ТУ» (Москва), авиационный технополис (Жуковский), межконтинентальные ракеты и космические аппараты (Королев, Химки, Реутов, Дубна). Военно-стратегическое положение определяет размещение ряда предприятий отрасли в центре страны — в Урало-Поволжье (Ульяновск, Самара, Пермь, Уфа, Воткинск), в Сибири (Тюмень, Омск, Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ). Космодромы действуют недалеко от Плесецка и в Капустином Яре.

Станкостроение обеспечивает оборудованием различные отрасли хозяйства и имеет широкую географию, однако ведущими являются крупные сложившиеся машиностроительные центры (Москва, Санкт-Петербург, Иваново) и относительно новые — Сасово (Рязанская область), Су-хиничи (Тверская область).

Дальнейший прогресс в машиностроении предусматривает ускоренное развитие отраслей суперсовременных технологий, использующих широкий научный потенциал ВПК; создание мелких, технологически гибких предприятий; расширение географии комплекса.

Страницы: 1 2 


Материалы по географии:

Амурская область
Политическая подсистема: На территории Амурской области действуют следующие виды партий: на первом месте по численности и популярности «Единая Россия», на втором ЛДПР, затем «Патриоты России» и «Справедливая Россия». В Амурской области властями реализуются различные проекты, направленные на модерни ...

Государства Средней Азии - Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Киргизия
экономическая география россия население потенциал Средняя Азия от Каспийского моря на зап. до границы с Китаем на вост. Большая часть СА занята Туранской низменностью. Узбекистан в центре СА. 447,4 т.кв.км. Нас. 18 млн.чел. 12 обл., 155 р-нов., 123 города. Столица - Ташкент. Больш. частью У. распо ...

Эоловая аккумуляция и особенности эоловых отложений
Одновременно с разрушительной деятельностью ветра и переносом обломочного материала, происходит и аккумуляция, в результате чего образуются эоловые континентальные отложения. Аккумулятивная деятельность ветра заключается в накоплении эоловых отложений, среди которых выделяются два генетических типа ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru