Факторы размещения машиностроения

Страница 2

Автомобилестроение России возникло в Москве, где и сегодня выпускают грузовые и легковые автомобили (ЗИЛ и АЗЛК). В настоящее время главным автомобильным цехом страны стало Урало-Поволжье (ВАЗ — Тольятти, КАМАЗ — Набережные Челны, УАЗ — Ульяновск, ГАЗ — Нижний Новгород, ИЗК — Ижевск).

Производство автобусов — Ликино-Дулево, Голицыне, Яхрома, Курган;

микроавтобусов на базе ЗИЛ — Москва, ГАЗ — Нижний Новгород.

Локомотиво- и вагоностроение возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть страны: Коломна, Калуга, Брянск,

Людиново, Муром. Пассажирские вагоны выпускает Санкт-Петербург, электрички — Тверь и

Демехово. Вагоны метро производят Санкт-Петербург и Мытищи.

Тракторостроение и производство сельскохозяйственных машин в основном ориентировано на потребителя — главные сельскохозяйственные районы. Первые тракторные заводы были построены в довоенный период в Волгограде и Челябинске, а затем в Центре (Владимир, Липецк, Санкт-Петербург), Сибири (Рубцовск), на

Северо-Западе (Петрозаводск — завод трелевочных тракторов). Производство комбайнов сосредоточено в главных сельскохозяйственных районах, например, зерноуборочных — в Таганроге, Красноярске, Ростове-на-Дону.

Станкостроение, точное и военное машиностроение ориентированы на крупные научно-производственные центры, имеющие выгодное экономико-географическое и военно-стратегическое положение, сосредоточение научных кадров и квалифицированной рабочей силы. Научно-исследовательские институты (НИИ) и опытно-конструкторские бюро (ОКБ) отдельных отраслей расположены, как правило, в крупных научных центрах (Москва, Санкт-Петербург,

Новосибирск), в то время как производство серийной продукции размещено по всей стране.

Аэрокосмическая промышленность ориентирована на высокий научный потенциал Московского региона, основные НИИ и ОКБ размещены в Москве и городах ее окружения: КБ «ЯК», «ТУ» (Москва), авиационный технополис (Жуковский), межконтинентальные ракеты и космические аппараты (Королев, Химки, Реутов, Дубна). Военно-стратегическое положение определяет размещение ряда предприятий отрасли в центре страны — в Урало-Поволжье (Ульяновск, Самара, Пермь, Уфа, Воткинск), в Сибири (Тюмень, Омск, Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ). Космодромы действуют недалеко от Плесецка и в Капустином Яре.

Станкостроение обеспечивает оборудованием различные отрасли хозяйства и имеет широкую географию, однако ведущими являются крупные сложившиеся машиностроительные центры (Москва, Санкт-Петербург, Иваново) и относительно новые — Сасово (Рязанская область), Су-хиничи (Тверская область).

Дальнейший прогресс в машиностроении предусматривает ускоренное развитие отраслей суперсовременных технологий, использующих широкий научный потенциал ВПК; создание мелких, технологически гибких предприятий; расширение географии комплекса.

Страницы: 1 2 


Материалы по географии:

Угледобывающая промышленность
В настоящее время добыча угля в СЗФО ведется только в пределах Печорского угольного бассейна. В годы Великой Отечественной войны в бассейне было заложено 33 шахты проектной мощностью 8 млн. т, в том числе в Воркуте - 19 (5,9 млн. т), Инте - 12 (1,9 млн. т), на Кожиме - 2 (200 тыс. т.) [1, с.78]. Ма ...

Городское и сельское население. Урбанизация. Формирование городских агломераций
Соотношение городского и сельского населения - важный показатель уровня развития страны. В Р. доля городского населения растет. Соотношение 74% / 26% (на 1993г.). Размещение населения неравномерно. Европ. часть, полоса по Сибири и Дальн. Вост. - основная зона поселения. Здесь высокая плот-ть насел- ...

Антропогенный ландшафт
Антропогенное ландшафтоведение в своём современном виде – относительно молодая научная дисциплина, сложившаяся во второй половине ХХ века и находящаяся в стадии становления. Её теоретические основы – разрабатываются, многие вопросы теории носят дискуссионный характер. До сих пор нет полной ясности ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru