Автомобилестроение России возникло в Москве, где и сегодня выпускают грузовые и легковые автомобили (ЗИЛ и АЗЛК). В настоящее время главным автомобильным цехом страны стало Урало-Поволжье (ВАЗ — Тольятти, КАМАЗ — Набережные Челны, УАЗ — Ульяновск, ГАЗ — Нижний Новгород, ИЗК — Ижевск).
Производство автобусов — Ликино-Дулево, Голицыне, Яхрома, Курган;
микроавтобусов на базе ЗИЛ — Москва, ГАЗ — Нижний Новгород.
Локомотиво- и вагоностроение возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть страны: Коломна, Калуга, Брянск,
Людиново, Муром. Пассажирские вагоны выпускает Санкт-Петербург, электрички — Тверь и
Демехово. Вагоны метро производят Санкт-Петербург и Мытищи.
Тракторостроение и производство сельскохозяйственных машин в основном ориентировано на потребителя — главные сельскохозяйственные районы. Первые тракторные заводы были построены в довоенный период в Волгограде и Челябинске, а затем в Центре (Владимир, Липецк, Санкт-Петербург), Сибири (Рубцовск), на
Северо-Западе (Петрозаводск — завод трелевочных тракторов). Производство комбайнов сосредоточено в главных сельскохозяйственных районах, например, зерноуборочных — в Таганроге, Красноярске, Ростове-на-Дону.
Станкостроение, точное и военное машиностроение ориентированы на крупные научно-производственные центры, имеющие выгодное экономико-географическое и военно-стратегическое положение, сосредоточение научных кадров и квалифицированной рабочей силы. Научно-исследовательские институты (НИИ) и опытно-конструкторские бюро (ОКБ) отдельных отраслей расположены, как правило, в крупных научных центрах (Москва, Санкт-Петербург,
Новосибирск), в то время как производство серийной продукции размещено по всей стране.
Аэрокосмическая промышленность ориентирована на высокий научный потенциал Московского региона, основные НИИ и ОКБ размещены в Москве и городах ее окружения: КБ «ЯК», «ТУ» (Москва), авиационный технополис (Жуковский), межконтинентальные ракеты и космические аппараты (Королев, Химки, Реутов, Дубна). Военно-стратегическое положение определяет размещение ряда предприятий отрасли в центре страны — в Урало-Поволжье (Ульяновск, Самара, Пермь, Уфа, Воткинск), в Сибири (Тюмень, Омск, Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ). Космодромы действуют недалеко от Плесецка и в Капустином Яре.
Станкостроение обеспечивает оборудованием различные отрасли хозяйства и имеет широкую географию, однако ведущими являются крупные сложившиеся машиностроительные центры (Москва, Санкт-Петербург, Иваново) и относительно новые — Сасово (Рязанская область), Су-хиничи (Тверская область).
Дальнейший прогресс в машиностроении предусматривает ускоренное развитие отраслей суперсовременных технологий, использующих широкий научный потенциал ВПК; создание мелких, технологически гибких предприятий; расширение географии комплекса.
Материалы по географии:
Классификация аэромасс
Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что плотность аэромасс не может быть положена в основу их классификации, так как ее функциональная роль незначительна. Подразделение на активные, стабильные и инертные аэромассы из-за абсолютного преобладания активных геомасс также не имеет смысла. Аэр ...
Развитие и размещение основных нефтепроводов
Первый нефтепровод длиной в 6 км был сооружен в США в 1865 году. Нефтепроводы большей длины начали строить в 1875 году. Первый нефтепровод в России проложен в 1878 году в Баку от промыслов до нефтеперерабатывающего завода, а в 1897 - 1907 году был построен самый большой в то время в мире по протяже ...
Каменные колоссы
Первых капитанов, посетивших остров, не тронуло суровое величие каменных гигантов. Форстер, спутник Кука, называет их «грубыми произведениями». И хотя, познакомившись с этими скульптурными колоссами, Ла-Перуз составил «весьма лестное мнение о таланте, который этот народ проявлял в далекой Древности ...