Автомобилестроение России возникло в Москве, где и сегодня выпускают грузовые и легковые автомобили (ЗИЛ и АЗЛК). В настоящее время главным автомобильным цехом страны стало Урало-Поволжье (ВАЗ — Тольятти, КАМАЗ — Набережные Челны, УАЗ — Ульяновск, ГАЗ — Нижний Новгород, ИЗК — Ижевск).
Производство автобусов — Ликино-Дулево, Голицыне, Яхрома, Курган;
микроавтобусов на базе ЗИЛ — Москва, ГАЗ — Нижний Новгород.
Локомотиво- и вагоностроение возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть страны: Коломна, Калуга, Брянск,
Людиново, Муром. Пассажирские вагоны выпускает Санкт-Петербург, электрички — Тверь и
Демехово. Вагоны метро производят Санкт-Петербург и Мытищи.
Тракторостроение и производство сельскохозяйственных машин в основном ориентировано на потребителя — главные сельскохозяйственные районы. Первые тракторные заводы были построены в довоенный период в Волгограде и Челябинске, а затем в Центре (Владимир, Липецк, Санкт-Петербург), Сибири (Рубцовск), на
Северо-Западе (Петрозаводск — завод трелевочных тракторов). Производство комбайнов сосредоточено в главных сельскохозяйственных районах, например, зерноуборочных — в Таганроге, Красноярске, Ростове-на-Дону.
Станкостроение, точное и военное машиностроение ориентированы на крупные научно-производственные центры, имеющие выгодное экономико-географическое и военно-стратегическое положение, сосредоточение научных кадров и квалифицированной рабочей силы. Научно-исследовательские институты (НИИ) и опытно-конструкторские бюро (ОКБ) отдельных отраслей расположены, как правило, в крупных научных центрах (Москва, Санкт-Петербург,
Новосибирск), в то время как производство серийной продукции размещено по всей стране.
Аэрокосмическая промышленность ориентирована на высокий научный потенциал Московского региона, основные НИИ и ОКБ размещены в Москве и городах ее окружения: КБ «ЯК», «ТУ» (Москва), авиационный технополис (Жуковский), межконтинентальные ракеты и космические аппараты (Королев, Химки, Реутов, Дубна). Военно-стратегическое положение определяет размещение ряда предприятий отрасли в центре страны — в Урало-Поволжье (Ульяновск, Самара, Пермь, Уфа, Воткинск), в Сибири (Тюмень, Омск, Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ). Космодромы действуют недалеко от Плесецка и в Капустином Яре.
Станкостроение обеспечивает оборудованием различные отрасли хозяйства и имеет широкую географию, однако ведущими являются крупные сложившиеся машиностроительные центры (Москва, Санкт-Петербург, Иваново) и относительно новые — Сасово (Рязанская область), Су-хиничи (Тверская область).
Дальнейший прогресс в машиностроении предусматривает ускоренное развитие отраслей суперсовременных технологий, использующих широкий научный потенциал ВПК; создание мелких, технологически гибких предприятий; расширение географии комплекса.
Материалы по географии:
История колонизации острова
В 983 году Эрик Торвальдсен, более известный как Эрик Рыжий, норвежец, сосланный за убийства в Исландию, отправляется на запад и достигает берегов острова, который он называет Гренландия, что значит “Зеленая земля”. Климат там тысячу лет назад, по всей видимости, был мягче и растительности было бол ...
Сельское хозяйство. Основные черты, характер размещения
Когда попадаешь в южные широты, где зима не отличается от нашего лета и не смолкают птичьи голоса в вечнозеленых кущах, где каждый месяц наполнен ароматом или необыкновенными красками цветов, где чувствуют себя, как дома, мексиканская агава и австралийский эвкалипт, многое из того, что родит тамошн ...
Демографическая ситуация в Российской Федерации
Население России на 1 января 2007 года составляло 142,2 млн. чел. (по данным Росстата). На 1 сентября 2007 года население России, по данным Росстата, составило 142 024 351 человек. Называемая сайтом "Демоскоп" цифра 141 884 тыс. чел. (на 15 ноября 2007 года) представляется чрезмерно заниж ...