Факторы размещения машиностроения

Страница 1

1. Наукоемкость

2. Трудоемкость

3. Металлоемкость

4. Военно-стратегический

5. Транспортный

6. Потребительский

Специализация

и кооперирование

— важнейшие принципы размещения. Машины состоят

из множества деталей и агрегатов. Изготовить все на одном заводе невозможно, проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях. Для выпуска готового изделия предприятия устанавливают связи по кооперированию. Поэтому в различных районах страны строят комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий. Они состоят из групп заводов, большая часть из которых — заводы-филиалы в малых и средних городах, поставщики деталей и оборудования для сборочных заводов, что способствует лучшему использованию трудовых ресурсов.

В ряде машиностроительных отраслей России сложилась слишком узкая специализация, например, только одно предприятие в России выпускает троллейбусы (Энгельс), магистральные тепловозы (Коломна), картофелеуборочные комбайны (Рязань). Одно из следствий узкой специализации — высокий уровень концентрации производства. В российском машиностроении 20% объема производства приходится на 10 крупнейших предприятий.

Машиностроение размещено по территории страны иначе, чем большинство других отраслей промышленности. Вследствие многообразия факторов размещения и повсеместности потребителей машиностроение развито во всех районах России. Различия в развитии машиностроения проявляются в неодинаковом уровне развития машиностроения в разных частях страны; различном наборе машиностроительных отраслей и их значении на разных территориях. В одних районах они имеют общегосударственное значение, т. е. являются отраслями их специализации, в других — удовлетворяют потребности только данного района.

Тяжелое машиностроение ориентировано на крупных производителей металла и основных потребителей своей продукции — металлургические базы Центра, Урала и Сибири. Лидер отрасли — «Уралмаш» (Екатеринбург) — выпускает прокатные станы, шагающие экскаваторы, гидравлические прессы. Оборудование для угольной промышленности Сибири производит Красноярский завод шагающих экскаваторов (для КАТЭК), предприятия Кузбасса (Новокузнецк, Прокопьевск, Анжеро-Судженск, Кемерово).

Тяжелые станки и кузнечно-прессовое оборудование выпускают в Ульяновске, Новосибирске, Воронеже, Коломне.

Энергетическое машиностроение ориентировано не только на металл, но и на квалифицированные кадры и научные разработки, поэтому исторически развивалось в Санкт-Петербурге и его пригороде Колпино, где производят оборудование как для ГЭС, так и АЭС. Новый центр атомного машиностроения — «Атоммаш» построен в Волгодонске. Паровые котлы для ТЭС выпускают в Барнауле, Бийске, Таганроге, Белгороде, Подольске.

Транспортное машиностроение обеспечивает подвижным составом различные виды транспорта и имеет ориентацию прежде всего на выгодное транспортно-географическое положение как в силу широкой кооперации, так и в силу специфики производственных процессов. Например, судостроение ориентировано на речные и морские порты — Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Мурманск, Астрахань, Тюмень, Хабаровск, Комсомольск на-Амуре, Владивосток.

Страницы: 1 2


Материалы по географии:

Исследование структур населения
При проведении переписи в Приморье было зафиксировано 1 956 497 человек, при этом 144,9 тыс. человек (7,4% от общей численности населения края) не предоставили сведений о национальной принадлежности, поэтому информация о 140,3 тыс. из них была получена из административных источников. Произошедшие и ...

Состояние и перспективы освоения Арктического шельфа
В настоящее время с освоением Мирового океана связывают решение четырех основных проблем, имеющих первостепенное значение для дальнейшего развития общества: увеличение добычи минерального сырья, использование энергии океана, обеспечение продуктами питания и размещение населения. Шельф, как самая до ...

Экономико-географическое положение Астраханской области
астраханский экономический транспортный экологический История становления экономики региона С древнейших времен Нижнее Поволжье было заселено людьми. В 3 тыс. до н.э. в степной полосе от реки Эмбы до Днепра сложилась культурно-историческая общность людей, получившая название древнеямной культуры. Э ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru