Факторы размещения машиностроения

Страница 1

1. Наукоемкость

2. Трудоемкость

3. Металлоемкость

4. Военно-стратегический

5. Транспортный

6. Потребительский

Специализация

и кооперирование

— важнейшие принципы размещения. Машины состоят

из множества деталей и агрегатов. Изготовить все на одном заводе невозможно, проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях. Для выпуска готового изделия предприятия устанавливают связи по кооперированию. Поэтому в различных районах страны строят комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий. Они состоят из групп заводов, большая часть из которых — заводы-филиалы в малых и средних городах, поставщики деталей и оборудования для сборочных заводов, что способствует лучшему использованию трудовых ресурсов.

В ряде машиностроительных отраслей России сложилась слишком узкая специализация, например, только одно предприятие в России выпускает троллейбусы (Энгельс), магистральные тепловозы (Коломна), картофелеуборочные комбайны (Рязань). Одно из следствий узкой специализации — высокий уровень концентрации производства. В российском машиностроении 20% объема производства приходится на 10 крупнейших предприятий.

Машиностроение размещено по территории страны иначе, чем большинство других отраслей промышленности. Вследствие многообразия факторов размещения и повсеместности потребителей машиностроение развито во всех районах России. Различия в развитии машиностроения проявляются в неодинаковом уровне развития машиностроения в разных частях страны; различном наборе машиностроительных отраслей и их значении на разных территориях. В одних районах они имеют общегосударственное значение, т. е. являются отраслями их специализации, в других — удовлетворяют потребности только данного района.

Тяжелое машиностроение ориентировано на крупных производителей металла и основных потребителей своей продукции — металлургические базы Центра, Урала и Сибири. Лидер отрасли — «Уралмаш» (Екатеринбург) — выпускает прокатные станы, шагающие экскаваторы, гидравлические прессы. Оборудование для угольной промышленности Сибири производит Красноярский завод шагающих экскаваторов (для КАТЭК), предприятия Кузбасса (Новокузнецк, Прокопьевск, Анжеро-Судженск, Кемерово).

Тяжелые станки и кузнечно-прессовое оборудование выпускают в Ульяновске, Новосибирске, Воронеже, Коломне.

Энергетическое машиностроение ориентировано не только на металл, но и на квалифицированные кадры и научные разработки, поэтому исторически развивалось в Санкт-Петербурге и его пригороде Колпино, где производят оборудование как для ГЭС, так и АЭС. Новый центр атомного машиностроения — «Атоммаш» построен в Волгодонске. Паровые котлы для ТЭС выпускают в Барнауле, Бийске, Таганроге, Белгороде, Подольске.

Транспортное машиностроение обеспечивает подвижным составом различные виды транспорта и имеет ориентацию прежде всего на выгодное транспортно-географическое положение как в силу широкой кооперации, так и в силу специфики производственных процессов. Например, судостроение ориентировано на речные и морские порты — Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Мурманск, Астрахань, Тюмень, Хабаровск, Комсомольск на-Амуре, Владивосток.

Страницы: 1 2


Материалы по географии:

Национальности и народности Китайской Народной Республики
Китайцы называют свою страну Чжунго, что означает в переводе с китайского «Срединное государство». Возникло это название еще в ту пору, когда жители Китая считали свою родину расположенной в центре Вселенной. Древним является и название Чжун-хуа — «Срединное племя хуа» («хуа» — одно из ранних китай ...

Государства Закавказья - Грузия, Армения, Азербайджан
Часть Кавказа, к югу от Главного, или Водораздельного хребта Б. Кавказа. Включает большую часть юж. склона Б. Кавказа, Закавказское нагорье, Талышские горы. Выделяется добычей и переработкой руд цв. и черн. металлов, нефти, газа. Пищ. легкая промышленность, машиностроение. Курортное хоз-во. Грузия ...

Внешнеэкономическая деятельность Ростовской области
экономический географический ростовский область Внешнеторговый оборот Ростовской области в первом полугодии 2010 года составил 3 125 млн. долл. США, в том числе экспорт на сумму 1 449 млн. долл. США, импорт – 1 676 млн. долл. США. Отрицательное сальдо внешнеторгового баланса – 226 млн. долл. США. О ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru