Наибольший социально-экономический эффект для государства дала деятельность тех крестьян, которые переселились своекоштно. Нецелесообразность дотационного отношения к переселенцам наглядно показала история советского переселения. Советские переселенцы на Дальний Восток получали весьма большие подъемные, причем сам переезд тоже оплачивался. Многие переселенцы превратили миграцию в основную деятельность, позволявшую безбедно существовать за счет государственных дотаций. Получив подъемные на переселение, они уезжали на Дальний Восток, возвращались через определенный срок обратно, чтобы вновь отправиться по тому же маршруту с новыми государственными средствами. Именно в советский период заселения здесь сформировалась психология "временщика".
Система государственного стимулирования переселения на Дальний Восток не смогла обусловить мотивацию длительного проживания на новом месте.
Тем не менее, работать в Сибири и на Дальнем Востоке, в том числе на севере этой территории, было выгодно и престижно. Именно там было создано наибольшее число городов и поселков на совершенно неосвоенных землях. Численность населения Сибири и Дальнего Востока за годы советской власти увеличилась втрое, и в демографическом отношении это была наиболее активная часть РСФСР.[15]
Миграционные потоки советского периода освоения Дальнего Востока имели искусственные основы, напоминающие разворот течения рек.
В результате Россия стоит на грани потери влияния в дальневосточных территориях. Обусловлено это тем, что искусственно созданный социум не основывался на глубоких социально-культурных связях. Наоборот, люди, преимущественно молодежь, приехавшие на Дальний Восток до его освоения, были "выдернуты" из устойчивой социальной среды, естественно не имея никакой возможности обрести четкие социальные ориентиры в новом, пока еще маргинальном обществе. Как только закончился макропроект под условным названием "Советское освоение Дальнего Востока", участники его реализации оказались невостребованными. И, поскольку в подсознании большинства переселенцев их дом ассоциировался с прежним местом проживания, миграционные потоки с Дальнего Востока устремились в обратном направлении.
Заметим, что подобного не произошло в досоветский период.
Что касается современности, то, превратившись в зону сплошного оттока трудоспособного русскоязычного населения, регион одновременно стал территорией массового притока выходцев из Юго-Восточной Азии, в основном из Китая. По данным ФМС МВД России численность китайских иммигрантов в Дальневосточном федеральном округе превышает 130 тысяч человек. Значительное количество граждан Китая используют безвизовые туристические поездки для доставки и последующей продажи товаров широкого потребления, официальные приглашения различных фирм с последующим получением разрешительных документов на право следования в населенные пункты, в том числе расположенные на территории других российских регионов. Острота проблемы во многом определяется геополитическим положением Дальнего Востока, который открывает России выход в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), уже ставший мощным полюсом развития мировой цивилизации. Степень влияния России в АТР зависит в первую очередь от качества человеческого потенциала, которым обладает Дальний Восток.
В свою очередь это качество во многом определяется текущими миграционными процессами.
Отток трудоспособного и экономически активного русскоязычного населения обусловил заметную деградацию дальневосточного социума, что проявляется в стремительном распространении наркомании и алкоголизма, росте социально обусловленных заболеваний (туберкулез, СПИД, сифилис и др.).[16]
Материалы по географии:
Территория
Тайланд – государство в Юго-Восточной Азии, на полуостровах Индокитай и Малакка, омывается Андаманским морем и Сиамским заливом Южно-Китайского моря. Граничит на западе и северо-западе с Мьянмой, на севере и востоке с Лаосом и Кампучией, на юге с Малайзией. Таиланд – третье по площади (общая площад ...
Инновационное географическое положение
При Тюменском государственном нефтегазовом университете действуют технопарк. Одной из целей создания ИНТЦ «Технопарк» ТюмГНГУ является разработка энергосберегающих экологически чистых технологий. В 2004 году в стенах ИНТЦ «Технопарка» было создано и в дальнейшем запатентовано 14 изобретений и 5 пол ...
Развитие транспортной инфраструктуры в Пакистане
В каждом из шести пятилетних планов периода независимости, в его ежегодных экономических программах и бюджетах проблеме транспорта уделялось большое внимание. Однако и в начале XXI века эта проблема остается «больным» местом инфраструктурного развития. В 50-е годы прошлого столетия главное место ср ...