Рельеф Байкальской горной страны

Статьи по географии » Байкальская горная страна » Рельеф Байкальской горной страны

По рельефу Байкальскую горную страну делят на пять областей.

Прибайкалье

состоит из хребтов и котловин, простирающихся параллельно западному и восточному берегам Байкала. Вдоль западного берега Байкала тянется узкая полоса хребтов Приморского и Байкальского. Это Западное Прибайкалье. Высокие хребты восточного побережья Байкала и разделяющие их глубокие и широкие котловины объединены под общим названием Восточного Прибайкалья. Оно состоит из хребтов: Хамар-Дабана, Улан-Бургасы, Икатского, Баргузинского (см. рис.1). Среди котловин, разделяющих хребты, наиболее крупная Баргузинская[10].

Рис. 33. Орографическая схема Байкальской горной страны

Рис. 1. Орографическая схема Байкальской горной страны

Забайкалье

занимает обширную территорию к востоку от Восточного Прибайкалья и состоит из чередующихся средневысотных плосковершинных хребтов, межгорных котловин и плоскогорий. Основное направление хребтов и котловин северо-восточное. Забайкалье делят на Западное, Центральное и Восточное. В Западном Забайкалье находится обширное Витимское плоскогорье, прорезанное рекой Витим и ее многочисленными притоками. К юго-востоку от него простирается Центральное Забайкалье, или Даурское поднятие, объединяющее хребты Яблоневый, Черского, Даурский, Олекминский Становик и др. Наиболее высокие вершины этого поднятия – Сохондо (2500 м) и Барун-Шабартуй (2519 м). Межгорные впадины в Забайкалье имеют меньшие глубины по отношению к водоразделам. В бассейнах рек Шилки и Аргуни расположено Восточное Забайкалье – самая низкая часть всей Байкальской горной страны, состоящее из сочетания средне- и низкогорных плосковершинных хребтов, разделенных глубокими долинами. В низовьях рек Шилки и Аргуни высоты достигают 200-400 м, здесь начинается Амур.

Становое нагорье – наиболее приподнятая часть Байкальской страны. Нагорье состоит из группы высоких хребтов, вытянутых почти в широтном направлении от северной части Байкала до реки Олёкмы и разделенных глубокими межгорными тектоническими котловинами. Самый высокий хребет нагорья и всей Байкальской страны – Кодар (3073 м).

Северные байкальские нагорья представлены Северо-Байкальским, Патомским нагорьями и Олёкмо-Чарским плоскогорьем, замыкающими с севера Становое нагорье. В рельефе области господствуют плосковершинные междуречья и узкие, крутосклоновые, но неглубокие долины, заложенные по тектоническим трещинам и разломам на высоте 480-800 м над уровнем моря. По отношению к водоразделам они опущены на 300-500 м. На междуречьях четко выражены обширные поверхности выравнивания с высотами 1100-1600 м, а над ними поднимаются на 200-400 м вершины с древними ледниковыми формами рельефа. Алданское нагорье и Становой хребет – северо-восточная орографическая область Байкальской горной страны. Южнее долины Алдана, до Станового хребта, простирается сильно расчлененное Алданское нагорье с преобладающими высотами 700-1200 м, а максимальной – до 2246 м. Становой хребет отделен от нагорья крупным разломом, который в рельефе выражен уступом. В плиоцен-четвертичное время нагорье испытало значительные поднятия. Они вызвали оживление эрозии и расчленение территории. Реки глубоко врезаны в поверхности выравнивания и имеют до четырех-восьми аккумулятивных и цокольных террас (Олёкма, Алдан и др.). Самая высокая поверхность выравнивания достигает высоты 1000-1300 м. Следы древнего оледенения сохранились на хребтах с абсолютными отметками выше 1200-1300 м.


Материалы по географии:

Архитектурно-планировочная организация экомузея
Основой экомузея является – средневековое ритуальное городище тюркоязычных притомских тюльберов с хорошо сохранившимся валом и рвом, остатками сгоревших построек и культового жертвенника. Экомузей включает в себя несколько музейно-экспозиционных участков и отдельно расположенных в их пределах объек ...

Виды транспортировки нефти
В настоящее время география нефтедобывающей промышленности не всегда совпадает с районами ее переработки. Поэтому задачи транспортировки нефти привели к созданию большой сети нефтепроводов [3]. По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в 2,5 раза превзошел железнодорожный в части перевозок н ...

Японская экономика после второй мировой войны до 1970 гг.
Тем не менее, относительно открытые взаимоотношения с внешним миром давали о себе знать и многие традиции постепенно уходили в прошлое, чему немало способствовало быстрое развитие экономики в послевоенный период. Большая часть современных мировых концернов в отрасли автомобилестроения и высокоточно ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru