Малый город - это районный центр областного, краевого или республиканского подчинения; в подавляющем большинстве случаев это город или (очень редко) поселок городского типа.
В указанной формулировке малый город имеет четкое положение в структуре территориальных образований - это город третьего уровня, но первый в том обширном пространстве сельских населенных пунктов, к которому стягиваются нити духовно-образовательной культуры всего района.
Особое место занимают малые города федерального подчинения, "города без истории", не являющиеся районными центрами и существующие лишь в границах города. Это исключительно новообразования советского периода, имеющие оборонное значение. Большая их часть переходит в категорию наукоградов. В настоящее время значительная их часть открыта, и занята поисками своего места на рынке труда и услуг. Те же "социалистические города", связанные с оборонной промышленностью, которые сравнительно давно, несколько десятков лет тому назад, вышли из закрытой зоны и стали районными центрами, ныне успешно развиваются (малые города Подмосковья, особенно г. Ступино). В них создаются благоприятные предпосылки и перспективы полноценного развития образовательного комплекса, включая высшее образование.
Есть еще одна категория административных образований, которую ошибочно относят к малым городам. Это поселки городского типа (п.г.т.) численностью до 10 - 12 тыс чел. Собственно городом в России по определению п.г.т не является. Для перехода в категорию города поселку городского типа требуется, кроме численности, выполнить ряд серьезных условий, связанных с качеством формируемой им городской среды. Значительная часть п.г.т. своим формированием обязана каким-либо местным фабричным или заводским производствам.Таким образом, основой многочисленной категории малых городов являются на территории современной России районные центры. Именно на их базе и должна развертываться программа образования в малых городах.
В процессе развития системы образования в малых городах возникает немаловажный вопрос о месте образовательного комплекса среди других системообразующих и управленческих сфер города. Систематизирующая роль предполагает, хотя бы частично, и градообразующую, если речь идет о научном административном комплексе - университетском городке внутри малого города.
Анализ развития малых городов показывает, что системообразующая роль научного института или вуза, как будто заметная вначале, быстро сходит на нет, хотя и не исчезает совсем. Даже такие крупные по значимости «университетские» малые города как Дубна, Арзамас, Снежинок, Пущино, Черноголовка и мн. другие наукограды вынуждены развивать собственные градообразующие факторы в форме промышленных и/или оборонных предприятий, иначе они обречены на умирание [3].
Материалы по географии:
Положение и состояние африканских стран в 90-е гг. и начало XXI века
С окончанием холодной войны радикально изменилась роль Африки в международных отношениях. Перестав быть ареной конфронтации Востока и Запада, этот регион утратил свое стратегическое значение в системе внешнеполитических координат ведущих держав, а опыт их политического и экономического сотрудничест ...
Население
Калининградская область - Население области в отличие от населения других регионов России постоянно растет, в начале 1995 г. оно составило 913 тыс. чел., или 0,6% населения страны, плотность населения — 60,5 чел./кв. км, что в 7 раз выше среднероссийского показателя. На территории области расположе ...
Биогеографическое положение
Город Тюмень представляет собой полого холмистую равнину. На ней широко распространены старичные озера, есть и термокарстовые. Тундровые пространства заболочены, покрыты сфагнумовыми мхами, что связано с наличием мощного слоя многолетних мерзлых пород, - типичная легкоранимая северная природа среди ...