Вертикальный профиль среднего показателя преломления воздуха в июле

Вследствие большой изменчивости показатель преломления удобно характеризовать средними (усредненными за определенный период времени) величинами. Конкретные профили коэффициента преломления, полученные во время одного зондирования, существенно отличаются от усредненных высотных распределений N и от стандартной радиоатмосферы. Эти отличия обусловлены нерегулярным характером высотного распределения температуры и влажности, которое изменяется во времени и зависит от погоды и климата [6].

Представление о закономерностях среднего изменения с высотой коэффициента преломления атмосферы можно получить из анализа выражения (9). Из этого выражения следует, что увеличение Р и е вызывает рост N, в то время как увеличение Т приводит к уменьшению N. Если взять частные производные соотношения (9) последовательно по Р, е и Т, то получится выражение для оценки величины вклада, вносимого каждым метеорологическим параметром в изменение N. Для средних летних условий это выражение примет вид:

,(25)

где ∆T, ∆P, ∆e – приращения средних значений температуры, давления, упругости водяного пара соответственно.

Из выражения (25) видно, что изменения величины N в одной точке в основном зависят от изменения температуры и влажности, причем влияние влажности заметно превосходит влияние температуры, т.к. величины ∆e и ∆T при выбранной системе единиц примерно одного порядка; влияние давления в этом случае настолько мало, что им можно даже пренебречь [7].

По средним значениям N на высотах 0, 24, 40, 112, 180 м был построен график вертикального профиля показателя преломления воздуха в июле (см. рисунок 4). Из графика видно, что показатель преломления убывает с высотой. Это происходит потому, что (если опять же анализировать выражение (9) ) Р и е с высотой уменьшаются, а Т увеличивается до определенного уровня, а потом уменьшается. В слое от 0 до 24 м идет достаточно выраженное падение N (градиент здесь равен – 0,183 N – ед/м). В слое от 24 до 40 м немного уменьшается интенсивность падения N, но не сильно (градиент составляет – 0,100 N–ед/м). А вот от 40 до 112 м наблюдается самое маленькое (незначительное) уменьшение N с высотой (градиент слоя составляет всего – 0,053 N – ед/м). Начиная со 112 и до 180 м наблюдается самое сильное падение N с высотой (градиент здесь самый большой и равен – 0,204 N – ед/м). Разница между нулевым уровнем и высотой 180 м составляет 23,7 N – ед/м (такая небольшая разница скорее всего обусловлена сглаженным среднемесячным ходом влажности – изменения ее тоже очень маленькие по вертикали).

Данный, среднемесячный профиль N близок к стандартной линейной зависимости. И поэтому можно аппроксимировать этот профиль линейной зависимостью (на графике аппроксимация показана черной линией).

Уравнение этой линии выглядит следующим образом:

,(26)

где у – значение N,

х – значение высоты.

Величина достоверности аппроксимации составляет: R2 = 0,9356.

Рисунок 4 – Вертикальный профиль среднего показателя преломления воздуха в июле

Видно, что эта характеристика составляет приблизительно 94%. Это говорит о том, что аппроксимация вполне достоверна.


Материалы по географии:

Мировая торговля - основа международного разделения труда. Основные торговые пути древности и современности. Страны - лидеры мировой торговли. Особенности специализации в мировой экономике регионов
До середины XVI в., пока Великие географические открытия не расширили пространство экономических и политических интересов европейских держав, в мировой торговле участвовало ограниченное число стран. Главные причины тому - отсутствие достоверной информации народов друг о друге, политическая нестабил ...

Экология Канады
Но, несмотря, казалось бы, на неисчерпаемые природные ресурсы Канады (в ее недрах - 60 видов различных минералов, 15% мировых запасов пресной воды, половина территории покрыта лесами), современные тенденции в сфере природопользования вызывают возрастающую тревогу канадцев. Хищническое истребление л ...

Особенности комплекса маркетинга по составляющим
Главным объектом воздействия в системе маркетинга является покупатель (или потребитель) товаров данной фирмы (предприятия). Это может быть индивидуальное лицо или целая организация. Так, покупателями бритвенных приборов чаще всего бывают мужчины, но нередко их приобретают женщины в подарок своим му ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru