В предреформенный период удельный вес сибирских предприятий машиностроения в РСФСР был достаточно высок. Наибольшую долю имело производство горношахтного и горнорудного оборудования, на которое приходилось 38 %, что отражено на рисунке 6. Соответственно, отраслями специализации сибирского машиностроения среди гражданских отраслей считались: электротехническая промышленность, станкостроение, тяжелое (горношахтное и горнорудное) и энергетическое машиностроение, химическое и нефтехимическое машиностроение, приборостроение.
Рис. – 6. Доля отдельных видов машиностроения Сибири в общероссийских (РСФСР) показателях, %, 1991 г.
Источник: Экономика России и Сибири: прошлое, настоящее, будущее: материалы науч. конф., посвящ. 50-летнему юбилею Ин-та экономики и орг. пром. пр-ва СО РАН, г. Новосибирск, 17-19 июня 2008 г. /отв. ред. В. В. Кулешов. - Новосибирск: Изд-во ИЭОПП, 2008.- С.26.
Специфика машиностроения Сибири проявлялась также в том, что около 40% от общего объема производства отрасли составляла продукция оборонного машиностроения (авиационной, радиоэлектронной промышленности, оборонного приборостроения). Оборонными предприятиями региона, кроме основной продукции выпускалось 85% общего объема потребляемых в нем товаров народного потребления. Ремонт машин и оборудования до 1991 г. занимал не менее 14% от общего выпуска продукции в регионе.[20]
За период кризиса 1990-х гг. машиностроение Сибири претерпело те же деструктивные изменения, что и машиностроение других регионов России. В силу удаленности от центра разрушающие процессы проявились здесь более глубоко и были значительно растянуты во времени. Объемы производства продукции отрасли упали многократно.
К 2008 г. доля машиностроительного производства Сибири в общем объеме машиностроительного производства РФ не превышала 7 %; соответственно по отдельным направлениям машиностроения ситуация обстояла немногим лучше.
Рис. – 7.Доля отдельных видов машиностроения Сибири в общероссийских показателях, %, 2008 г.
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. : Росстат. - М., 2009. - С. 463.
Как показано на рис. 7, наиболее высокий удельный вес в общероссийских показателях имело производство машин и оборудования (8,9%). Наименьшие показатели были характерны для производства транспортных средств и оборудования.
Машиностроение Сибири никогда не было главной «точкой роста», стержневым элементом сибирской экономики. Но за прошедшие 20 лет машиностроение превратилось из структурноообразующего производства Сибири в отрасль дополнительного, вспомогательного значения (за небольшим исключением), а где-то и практически исчезла. Согласно правительственным документам, машиностроение в будущем увеличит свою роль в экономике региона, усилит свои позиции в базовых сибирских территориях (Омская область, Новосибирская область, Красноярский край, Иркутская область, Алтайский край), но при этом отойдет на второй план в остальных регионах с «целью избегания межрегиональной конкуренции».[21]
Материалы по географии:
Украина в геополитических планах США и Запада
Украина – государство, расположенное в восточной части Европы. Территория – 603,7 тыс. кв. км. Граничит: на севере – с Белоруссией, на северо-востоке и востоке – с Российской Федерацией, на северо-западе – с Польшей, на западе – со Словакией, на юго-западе – с Молдавией, Венгрией и Румынией, на мор ...
Как подходить к оценке миграционных процессов
Миграционные процессы характеризуются рядом количественных показателей: числом прибывших в данный пункт (город, село), регион, страну и выбывших оттуда за определенный отрезок времени (например, за год), а также разностью между числом прибывших и числом выбывших (сальдо миграций). Последний показат ...
Географическое положение
Бразилия — самое большое государство Латинской Америки, занимает почти половину континента. Столица — Бразилиа. На севере граничит с Венесуэлой, Гайаной, Суринамом, Французской Гвианой, на юге — с Уругваем, на западе — с Аргентиной, Парагваем, Боливией и Перу, на северо-западе — с Колумбией. На сев ...