Сырьевая база металлургической промышленности обладает рядом особенностей. Крайне низкое в количественном отношении содержание полезных компонентов в сырье (медные – от 1до 5%, свинцово-цинковые – от 1,5 до 5,5%, никелевые – от 0,3 до 5,5%, оловянные – от 0,01 до 0,7%, молибденовые – от 0,005 до 0,04%). Практически для получения, например, 1 т меди требуется переработать не менее 100 т руды, никеля – до 200 т, олова – до 300 т. Расход сырья на 1 т готовой продукции в сотни раз превосходит объем готового изделия, а при производстве редких металлов – в десятки и даже сотни тысяч раз. Исключительная многокомпонентность сырья (например, уральские медные колчеданы содержат медь, железо, серу, золото, кадмий, серебро, селен, теллур, индий, галлий и другие элементы, в общей сложности до 30, например, карабашские руды в Челябинской области). Огромная топливоёмкость и электроемкость сырья в процессе его переработки (для производства никеля – до 55 т топлива на 1 т готовой продукции; для цинка – до 3 т; черновой меди – до 3,5 т; глинозема – до 12 т и т.д.). Для производства 1 т алюминия требуется до 17 тыс. кВт*ч электроэнергии, 1 т титана – до 20-60 тыс. кВт*ч, магния – до 20 тыс. кВт*ч и т.д. Особенности сырьевой и топливно-энергетической баз оказывают сильное влияние на размещение цветной металлургии, которая является: материало- и энергоёмкой отраслью промышленности. В связи с этим размещение цветной металлургии зависит главным образом от сырьевой базы. При этом обогащение непосредственно привязано к местам добычи руд цветных металлов, за исключением тех случаев, когда вблизи отсутствуют достаточно надёжные источники водоснабжения. Это обусловлено тем, что обогащение руды требует большого количества воды (8-10 тыс. м 3 на 1 т. полиметаллических руд, 15-20 м 3 на 1 т. медно-никелевых и прочих руд - содержащих благородные металлы). Особенностью цветной металлургии, как уже было отмечено, является высокая энергоёмкость сырья в процессе его подготовки к металлургическому переделу и переработке. В связи с этим в отрасли различают топливоёмкие и электроёмкие производства. Высокая топливоёмкость (50-55 % на 1 т. готовой продукции) характерна, например, для производства никеля, глинозёма из нефелинов (11,5 т. на 1 т. готовой продукции), черновой меди и др. Повышенной электроёмкостью отличается производство алюминия (17-18 тыс. кВт*ч на 1 т. готовой продукции), магния (18-20 тыс. кВт*ч), кальция (30-50 тыс. кВт*ч), титана (20-60 тыс. кВт*ч) и др. В целом же по отрасли доля топливно-энергетических затрат составляет от 10 до 50-65% общих затрат на 1 т. производимой продукции. Эта особенность сырьевой базы обуславливает размещение цветной металлургии в регионах, наиболее обеспеченных электроэнергией. Восточная Сибирь и особенно Дальний Восток характеризуются высоким уровнем развития цветной металлургии. Она является одной из важнейших отраслей промышленности Дальнего Востока, на его долю приходится основная часть общероссийской добычи оловянных руд, золота, серебра, свинцово-цинковых руд, вольфрама, ртути. Предприятия золотодобывающей отрасли характеризуются наиболее стабильными уровнями добычи полезных ископаемых, по сравнению с компаниями по добыче других благородных металлов, а также наиболее устойчивым финансовым положением, что обеспечивается масштабными объёмами производства и возможностью маневра, значительными финансовыми ресурсами. В подавляющем большинстве случаев только они могут получать сверхприбыли. Примером служат 15 золотодобывающих компаний, в которых золото является профильным производством, ежегодно производящих около 45% мирового объема добываемого драгоценного металла.
Материалы по географии:
Количество аэромассы в разных ПТК
Детальные исследования динамики положения верхней границы фаций путем анализа распределения параметров, характеризующих аэромассы (температура, влажность воздуха, скорость ветра), производились в течение длительного промежутка времени только на Марткопском физико-географическом стационаре, поэтому ...
Исследования понятия регион Российскими учеными
Ситуация, в которой находится сегодня Россия, неординарно характеризуется исследователями теории и практики государственного развития. Однако большинство из них ведущую роль в этом глобальном процессе отводят развитию составных частей страны - ее регионам. Современные исследования достаточно широко ...
Транспорт
Восточный Китай, на который приходится треть территории страны, является самым густонаселенным районом мира, однако даже здесь транспортная сеть остается слабо развитой. Общий прирост протяженности китайских железных дорог по сравнению с 1979 составил менее 10%. За этот же срок число пассажирских в ...