Формы организации производства в машиностроении (специализация и кооперирование) и их влияние на размещение производства машиностроения

Статьи по географии » Современное состояние машиностроения Сибири » Формы организации производства в машиностроении (специализация и кооперирование) и их влияние на размещение производства машиностроения

Страница 2

Для экономики региона кластеры играют роль точек роста. Когда один или несколько экономических субъектов достигают конкурентоспособности на рынке, они распространяют свое влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей, конкурентов. В свою очередь, успехи окружения оказывают положительное влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данного экономического субъекта. В итоге формируется «кластер»— сообщество экономических субъектов, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.

Кластер не является простой суммой своих отдельных частей, ему присущ синергетический эффект. В процессе развития кластера экономические ресурсы начинают притекать к нему из изолированных отраслей, которые не могут использовать их столь же продуктивно.

Машиностроительный кластер формируется по принципу общности продукции, рынка поставщиков ресурсов (сетевой принцип). В сибирском регионе кластеры активно и институционально обособляются в 2000-х гг.[12] В качестве примера можно привести два кластера Красноярского края.

Первый подкластер образуют отрасли, производящие специализированное оборудование: судостроение, железнодорожное оборудование, холодильное оборудование, инструментальное производство, горношахтное и горнодобывающее оборудование. Этот комплекс сосредоточен в краевом центре, поэтому можно говорить о территориальной компактности, то есть о географической близости предприятий кластера, образованных на основе подотраслей машиностроения.В

него входят такие предприятия, как ООО «Сибирский судоремонтный завод», ОАО «Красноярская судостроительная верфь», ОАО «Красноярский завод холодильников Бирюса», ООО «Крастяжмаш», ФГУП «Электровагоноремонтный завод» и др.[13]

Второй подкластер составляют предприятия тракторного и сельскохозяйственного машиностроения (30,7 % произведенной продукции машиностроения в 2002 году без учета ремонта машин и оборудования), строительно-дорожного и коммунального машиностроения (1,1 %), производства подъемно-транспортного оборудования (5,4%).[14]

Рис.- 4. Схема машиностроительного кластера в Красноярском крае.

Источник: Анализ кластеров. Официальный портал Красноярского края. - http://www.krskstate.ru/econom/socialeconomic/program/content/p11

Согласно анализу важнейших документов, определяющих региональное и территориальное развитие экономики России[15] именно кластеры должны стать основной территориальной формой организации машиностроительного комплекса, и в целом промышленных производств бушующей инновационной экономике России.

Страницы: 1 2 


Материалы по географии:

Историческое развитие территории
В начале XVI века Иван Грозный присоединил степи Нижнего Поволжья в состав Астраханского и Казанского ханств к Русскому государству. Для обороны юго-восточных границ Русского государства стали основываться города-крепости. Одним из таких городов стал Царицын. Первоначально Царицынская крепость была ...

Геологическое строение и рельеф
Территория Чувашской Республики располагается в пределах Русской или Восточно-Европейской равнины. Русская равнина расположена на одноименной платформе, строение которой "двухэтажное". Нижний "этаж" - кристаллический фундамент - сложен древнейшими метаморфическими и магматически ...

Теория центральных мест В. Кристаллера
Общая концепция центральных мест создана в Германии в период 20-30-х годов трудами В. Кристаллера (1933) и А. Лёша (1940), работавших в рамках немецкой школы пространственного анализа. Однако первоначальное ядро этой концепции параллельно возникло в Великобритании (1932) в связи с политикой развити ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru