Формы организации производства в машиностроении (специализация и кооперирование) и их влияние на размещение производства машиностроения

Статьи по географии » Современное состояние машиностроения Сибири » Формы организации производства в машиностроении (специализация и кооперирование) и их влияние на размещение производства машиностроения

Страница 1

Специализация и кооперирование – важнейшие факторы, оказывающие влияние на размещение машиностроения. Развитие специализации выражается в машиностроении не только в обособлении отдельных отраслей, но и в четком разделении труда между предприятиями внутри отдельно взятой отрасли. Так производство стиральных машин в Сибири представлено предприятиями, которые выпускают малогабаритные стиральные машины (Омск), полуавтоматические агрегаты (Улан-Удэ), центрифуги и комплектующие (Бийск), оборудование для прачечных (Омск, ООО «Прибор»). Станкостроительные заводы специализируются по типам станков (токарные, фрезерные, револьверные, расточные, ткацкие). Стадии технологического процесса - заготовка, механическая обработка и сборка – определенным образом локализуется в пространстве. Заготовительные производства тяготеют к сырьевым базам, сборочные связаны с районами потребления, а по механической обработке размещаются под влиянием разных факторов с ориентацией или на сырье, или на потребителя, или на пункты, занимающие выгодное транспортно-географическое положение.

Разделение труда в условиях современного научно-технического прогресса приводит к выделению новых производств и все более глубокой их специализации. Вследствие этого внутри машиностроения можно различать:

1.Отрасли предметной специализации – например, энергетическое, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, производство технологического оборудования для разных отраслей промышленности, строительства и т.д.

2.Отрасли подетальной специализации – производство запасных частей.

3.Отрасли технологической специализации – производство литья, подшипников, кузнечнопрессовых изделий и т.д.

4.Производство ремонтных работ.[10]

В территориальном отношении эти группы отраслей машиностроения имеют разные сферы влияния. Отрасли предметной специализации отличаются наиболее широкими связями по сбыту продукции. Для отраслей технологической и подетальной специализации характерно обслуживание потребностей одного или нескольких экономических районов. Производство ремонтных работ имеет региональное значение.

Кооперирование в машиностроении интегрирует размещение взаимодействующих между собой предприятий. На этой основе возникают локальные машиностроительные комплексы, где различные заводы взаимосвязаны в производственном отношении. Совместно участвуя в выпуске определенной готовой продукции.

В последние годы такие территориальные комплексы местного образования на региональном и локальном уровне стали называть «кластерами». Кластеры – это географические концентрации предприятий одного или нескольких взаимосвязанных видов деятельности, конкурирующих, но, вместе с тем, кооперирующихся друг с другом, извлекая при этом выгоды из совложения и социальной встроенности.[11]

Отличительные признаки кластера в машиностроении являются:

1. множественность и взаимосвязанность участников;

2. критическая масса малого и среднего бизнеса;

3. конкуренция;

4. кооперация;

5. социальная встроенность.

По мнению новосибирских ученых, в машиностроении Сибири можно выделить две модели кластерообразования:

1. модель по типу «втулка и спицы», с одним или несколькими доминирующими предприятиями, концентрирующими вокруг себя связанные компании;

2. модель, которую образуют гибкие сети фирм (Сетевая модель), с преимущественно горизонтальными связями, в которых явно не выражена роль какого-либо лидера, а объединение компаний основывается на крепких исторических или творческих связях, поддерживаемых благоприятными условиями среды. (Рис. 3)

Модель «Втулки и спицы

Сетевая модель

Рис. -3. Модели кластерообразования в машиностроении Сибири.

Источник: Анализ кластеров. Официальный портал Красноярского края. - http://www.krskstate.ru/econom/socialeconomic/program/content/p11

В одних случаях возникновение и развитие кластеров машиностроения становится возможным благодаря кооперации крупных компаний со средними и малыми предприятиями. При этом крупные предприятия, исключают из производственной цепочки ряд бизнес-процессов и, передавая их малым, имеют возможность сконцентрировать усилия на основной деятельности, упростить структуру управления, сократить объем расходов. Малый и средний бизнес, принимая на себя эти заказы, начинает сотрудничать с крупными предприятиями на постоянной основе. Это позволяет ему снижать определенные риски и транзакционные издержки, увеличивать объем производимых товаров или услуг, соответственно уменьшая размер постоянных издержек на единицу продукции. Роль системообразующего предприятия при такой модели является определяющей, особенно на начальных этапах развития кластера.

Страницы: 1 2


Материалы по географии:

География путей сообщения и транспорта
Венгрия располагает хорошо развитой сетью транспортных коммуникаций. Протяженность дорог общего пользования более 30 тыс. км, 90% из них имеют твердое покрытие. Протяженность железных дорог — 7,8 тыс. км (электрифицировано — 31 %). Ведущая железнодорожная компания Magyar Államvasútak. ...

Климат
Основные особенности климата определяются, прежде всего, географическим положением территории. Нахождение территории республики между 54° с. ш. и 56° с. ш. определило ее положение в умеренном климатическом поясе с отчетливо выраженными сезонами года. Удаленность Чувашии от океана способствовала фор ...

География населения
Естественное движение населения (2011 г.) Таблица 1. Коэффициент прироста населения -0.2 % в год Коэффициент рождаемости 9.60 рождений /1000 человек Коэффициент рождаемости, мальчики 4.93 рождений /1000 человек Коэффициент рождаемости, девочки 4.67 рождений /1000 человек Коэффициент смертности 12.7 ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru