Машиностроительное производство размещено по территории Сибири крайне неравномерно. Практически все машиностроительные предприятия Сибирского федерального округа расположены в его южных районах. Их доля в промышленном производстве округа составляет 9,3%, а в общем объеме отгруженной продукции – 7,5%. Машиностроение Южно-Сибирского широтного пояса, как и Сибири в целом, базируется в основном на технологиях четвертого уклада и, вследствие этого, имеет достаточно ограниченные стратегические резервы обеспечения долгосрочной конкурентоспособности своей продукции.
Суммарная доля трех машиностроительных производств в промышленном производстве наиболее высока (табл. 7) в трех регионах Сибири: Алтайском крае (15,6%), Новосибирской области (14%), Томской области (11.1%) и Иркутской области (10,6%).
Такие относительно низкие показатели свидетельствуют о том, что не в одном из регионов Сибири машиностроительное производство не является доминирующей отраслью экономики. Однако в четырех названных регионах машиностроение относится к важнейшим, структурообразующим производствам территории. Исключением из данного правила является в Сибири два региона: Республика Бурятия, где наблюдается статистически наибольший удельный вес производства в промышленности, но этот показатель формируется только за счет одного предприятия – Улан-Удинского авиационного завода (единственного в республике относительно крупного машиностроительного предприятия) на фоне общего уровня развития промышленности.
Таблица 7.
Региональная структура машиностроения СФО и Тюменской области по видам машиностроительных производств, 2008 г., % к итогу
|  
 Регионы Сибири в составе РФ  |   
 Производство машин и оборудования  |   
 Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования  |   
 Производство транспортных средств и оборудования  |   
 Машиностроительное производство всего  |  
|  
 СФО  |   
 2,8  |   
 2,4  |   
 2,7  |   
 7,9  |  
|  
 Доли субъектов Федерации в СФО Республика Алтай  |   
 0,3  |   
 1,2  |   
 0  |   
 1,5  |  
|  
 Республика Бурятия  |   
 1  |   
 1,5  |   
 21,5  |   
 24  |  
|  
 Республика Тыва  |   
 0,3  |   
 0,4  |   
 0  |   
 0,7  |  
|  
 Республика Хакасия  |   
 4,6  |   
 0,6  |   
 0,6  |   
 5,8  |  
|  
 Алтайский край  |   
 3,9  |   
 2,3  |   
 9,4  |   
 15,6  |  
|  
 Красноярский край  |   
 3,2  |   
 0,6  |   
 1  |   
 4,8  |  
|  
 Иркутская область  |   
 2,2  |   
 2,2  |   
 6,2  |   
 10,6  |  
|  
 Кемеровская область  |   
 2,8  |   
 0,7  |   
 0,3  |   
 3,8  |  
|  
 Новосибирская область  |   
 3,5  |   
 6,7  |   
 3,8  |   
 14  |  
|  
 Омская область  |   
 1,8  |   
 2,4  |   
 1,5  |   
 5,7  |  
|  
 Томская область  |   
 1,7  |   
 9,4  |   
 0  |   
 11,1  |  
|  
 Забайкальский край  |   
 1,6  |   
 0,3  |   
 0,5  |   
 2,4  |  
|  
 Итого по СФО  |   
 26,9  |   
 28,3  |   
 44,8  |   
 100  |  
|  
 Тюменская область  |   
 1,61  |   
 0,12  |   
 0,72  |   
 2,45  |  
Материалы по географии:
Основные проблемы, сдерживающие темпы развития нефтяного
комплекса
	 Одна из основных проблем нефтедобывающей отрасли – это высокая степень выработки легкодоступных месторождений (порядка 45%). Решение этой проблемы состоит в привлечении современных технологий, что позволит повысить уровень нефтеотдачи пластов. Повышение нефтеотдачи (при постоянном уровне добычи) пр ...
	
Промышленность
	 В КНР создана крупная многоотраслевая промышленность. Наряду с традиционно развитыми отраслями (текстильной, угольной, черной металлургии) возникли и такие новые отрасли промышленности, как нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, химическая, авиационная, космическая, электронная. По общему количест ...
	
Историческое развитие территории
	 В начале XVI века Иван Грозный присоединил степи Нижнего Поволжья в состав Астраханского и Казанского ханств к Русскому государству. Для обороны юго-восточных границ Русского государства стали основываться города-крепости. Одним из таких городов стал Царицын. Первоначально Царицынская крепость была ...