Ключевые проблемы развития машиностроения Сибири

Статьи по географии » Современное состояние машиностроения Сибири » Ключевые проблемы развития машиностроения Сибири

Страница 1

Современное состояние экономики и социальной сферы Сибири в настоящее время не соответствует потенциальным возможностям данного региона. Сибирь занимает 40% территории России, включает 16,3% населения и располагает огромным по объему и уникальным по составу и качеству сырья природно-ресурсным потенциалом. Ей принадлежит одно из ведущих мест в экономике и системе энергетической безопасности России. Сибирь располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики страны.

Среди ключевых проблем отрасли большинство ученых и руководителей называют следующие:

1. абсолютное преобладание предприятий, относящихся (или относившихся в недавнем прошлом) к ОПК в обрабатывающем секторе промышленности Сибири;

2. объем государственного оборонного заказа (ГОЗ) на предприятиях ОПК будет определяться в первую очередь потребностями оборонной политики, и, при самой благоприятной экономической ситуации, составит не более 30%;

3. недостаток квалифицированной рабочей силы, прежде всего производственных рабочих и ИТР, продолжает прогрессировать;

4. износ основных производственных фондов в среднем составляет 50-70%. Проявляется тенденция технологического отставания от зарубежных конкурентов;

5. присоединение к ВТО, а, следовательно, возрастание конкуренции становятся все более близкими.

В 1990-2000-е гг. в условиях резкого ограничения государственного заказа на военную технику и централизованных средств на технологическое перепрофилирование, в недостаточной степени загружены все крупные предприятия сибирского машиностроения по производству оборонной продукции.

На совещании Совета СФО 5 июня 2007 года, объем государственного оборонного заказа (ГОЗ) на предприятиях ОПК будет определяться в первую очередь потребностями оборонной политики, и при самой благоприятной экономической ситуации составит не более 30% (включая объем финансирования НИОКР ~ 20%). Для большинства предприятий текущий объем ГОЗ не превышает 15…20%. [45]

Ситуация усугубляется тем, что специфика работы предприятий машиностроения и оборонно-промышленного комплекса требует поддержания так называемых мобилизационных производственных мощностей, позволяющих в случае необходимости значительно увеличить объем производства, но определенно избыточных при текущем объеме ГОЗ. Это приводит к значительному снижению конкурентоспособности данных предприятий по сравнению с «гражданским» производством.

Более того, в условиях прогрессирующего недостатка квалифицированной рабочей силы, прежде всего производственных рабочих и ИТР, низок уровень оплаты труда работников машиностроительных предприятий (часто ниже объективных потребностей), что обусловлено указанными выше экономическими причинами. Это приводит к «непривлекательности» предприятий для потенциальных работников, что, в свою очередь, способствует как ухудшению социальной обстановки, так и недостаточной кадровой обеспеченности предприятий и заметной деградации их потенциала. Для предприятий машиностроения и ОПК характерны низкие темпы воспроизводства и перевооружения основных фондов. Износ основных производственных фондов в среднем составляет 50-70%, а средний возраст оборудования в 2-3 раза больше нормативных значений. Проявляется тенденция нарастания технологического отставания от зарубежных конкурентов.

Страницы: 1 2


Материалы по географии:

Проблемы развития Поволжья
В Поволжье гл. богатство - нефть, газ, водн. и рыбн. ресурсы Волги. С рекой связаны многие отрасли хоз-ва: речной транспорт, судостроение, гидроэнергетика и др. В советское время отраслями специализации стали нефтегазовая промышленность и электроэнергетика. Благоприятные условия сложились для нефте ...

Историко-географические особенности возникновения города
Тюмень основана в 1586 году воеводами В. Сукиным и И. Мясным на р. Туре начато строительство острога, который впоследствии стал первым русским городом в Сибири – Тюменью. Так начиналась история города, ставшего впоследствии колыбелью российскойнефтянки». Рис. 1 Тюмень была поставлена на древней кар ...

Угледобывающая промышленность
В настоящее время добыча угля в СЗФО ведется только в пределах Печорского угольного бассейна. В годы Великой Отечественной войны в бассейне было заложено 33 шахты проектной мощностью 8 млн. т, в том числе в Воркуте - 19 (5,9 млн. т), Инте - 12 (1,9 млн. т), на Кожиме - 2 (200 тыс. т.) [1, с.78]. Ма ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru