Ключевые проблемы развития машиностроения Сибири

Статьи по географии » Современное состояние машиностроения Сибири » Ключевые проблемы развития машиностроения Сибири

Страница 1

Современное состояние экономики и социальной сферы Сибири в настоящее время не соответствует потенциальным возможностям данного региона. Сибирь занимает 40% территории России, включает 16,3% населения и располагает огромным по объему и уникальным по составу и качеству сырья природно-ресурсным потенциалом. Ей принадлежит одно из ведущих мест в экономике и системе энергетической безопасности России. Сибирь располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики страны.

Среди ключевых проблем отрасли большинство ученых и руководителей называют следующие:

1. абсолютное преобладание предприятий, относящихся (или относившихся в недавнем прошлом) к ОПК в обрабатывающем секторе промышленности Сибири;

2. объем государственного оборонного заказа (ГОЗ) на предприятиях ОПК будет определяться в первую очередь потребностями оборонной политики, и, при самой благоприятной экономической ситуации, составит не более 30%;

3. недостаток квалифицированной рабочей силы, прежде всего производственных рабочих и ИТР, продолжает прогрессировать;

4. износ основных производственных фондов в среднем составляет 50-70%. Проявляется тенденция технологического отставания от зарубежных конкурентов;

5. присоединение к ВТО, а, следовательно, возрастание конкуренции становятся все более близкими.

В 1990-2000-е гг. в условиях резкого ограничения государственного заказа на военную технику и централизованных средств на технологическое перепрофилирование, в недостаточной степени загружены все крупные предприятия сибирского машиностроения по производству оборонной продукции.

На совещании Совета СФО 5 июня 2007 года, объем государственного оборонного заказа (ГОЗ) на предприятиях ОПК будет определяться в первую очередь потребностями оборонной политики, и при самой благоприятной экономической ситуации составит не более 30% (включая объем финансирования НИОКР ~ 20%). Для большинства предприятий текущий объем ГОЗ не превышает 15…20%. [45]

Ситуация усугубляется тем, что специфика работы предприятий машиностроения и оборонно-промышленного комплекса требует поддержания так называемых мобилизационных производственных мощностей, позволяющих в случае необходимости значительно увеличить объем производства, но определенно избыточных при текущем объеме ГОЗ. Это приводит к значительному снижению конкурентоспособности данных предприятий по сравнению с «гражданским» производством.

Более того, в условиях прогрессирующего недостатка квалифицированной рабочей силы, прежде всего производственных рабочих и ИТР, низок уровень оплаты труда работников машиностроительных предприятий (часто ниже объективных потребностей), что обусловлено указанными выше экономическими причинами. Это приводит к «непривлекательности» предприятий для потенциальных работников, что, в свою очередь, способствует как ухудшению социальной обстановки, так и недостаточной кадровой обеспеченности предприятий и заметной деградации их потенциала. Для предприятий машиностроения и ОПК характерны низкие темпы воспроизводства и перевооружения основных фондов. Износ основных производственных фондов в среднем составляет 50-70%, а средний возраст оборудования в 2-3 раза больше нормативных значений. Проявляется тенденция нарастания технологического отставания от зарубежных конкурентов.

Страницы: 1 2


Материалы по географии:

Транспортно-географическое положение
В Тюмени развиты все основные виды транспорта. Здесь проходят нефтепроводы и газопроводы, железнодорожные и автомобильные магистрали, водные пути, развит электрический и авиационный транспорт. Набольшее распространение имеет автомобильный транспорт. Значительный вес имеет железнодорожный транспорт. ...

Восточно-Европейская платформа
Восточно-Европейская древняя платформа - относительно тектонически стабильный, почти изометричный блок грубой пятиугольной формы, который на северо-западе, востоке, юге и юго-западе граничит со складчатыми поясами, а на западе, юго-востоке и северо-востоке - с платформенными областями. На востоке п ...

Магаданская область
Наиболее многочисленная партия – «Единая Россия» (4556 членов), на втором месте – «Справедливая Россия» (1683 члена). В Магаданской области действуют законы, направленные на патриотическое воспитание граждан данного региона, на финансовую поддержку общественных организаций и ряд других, поэтому мож ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru