Заключение

Страница 1

Оценив современное состояние машиностроительного комплекса в Сибири: можно сделать следующие выводы:

1. Машиностроительный комплекс является сложной системой наиболее передовых отраслей промышленности страны и региона. Размещение и состав машиностроения на территории Сибири определяется целой группой факторов, важнейший из которых – исторический и сырьевой. Как отрасль машиностроение может выполнять роль локомотива экономики региона, так как обеспечивает средствами производства, как предприятии, так и конечных потребителей.

2. Роль и значение машиностроительного комплекса в экономике России и Сибири различна. Если для Российской экономике машиностроение является одной из главных отраслей (но не важнейшей) промышленности, то в Сибири в силу ее ресурсно-сырьевой специализации машиностроение занимает подчиненное положение к добывающим отраслям. В 1990-2000- х гг. Доля машиностроительной продукции Сибири в общероссийском производстве неуклонно падала. На фоне инвестиционного кризиса и падения спроса на машинотехническую продукцию Сибири процесс обновления производственного аппарата в самом машиностроении и в отраслях экономики замедлился и качественно ухудшился - для воспроизводственного процесса поставляются машины и оборудование преимущественно традиционного типа. В результате не происходит технической модернизации основного капитала, и, соответственно, не улучшаются потребительские характеристики готового продукта, на нем производимого.

3.Машиностроение Сибири обладает достаточно полным отраслевым составом. Основными видами машиностроительных производств в Сибири являются: электротехническая, станкоинструментальная промышленность, горношахтное и горнорудное, энергетическое машиностроение, машиностроение для аграрно-промышленного комплекса, химической и нефтяной промышленности, авиационная промышленность, приборостроение.

В силу исторически сложившейся специализации, продукция машиностроительного комплекса Сибири лишь на одну четверть потребляется внутри хозяйства региона, большая ее часть вывозится. Недостаточно развиты или практически отсутствуют отдельные отрасли и производства (автомобильная промышленность, судостроение).

Еще одной важнейшей особенностью машиностроения Сибири является высокая доля предприятий ОПК. В условиях падания государственного заказа и недозагруженности отраслей эти предприятия также как и 8гражданское машиностроение находятся в глубоком кризисе. Все проблемы и особенности, характерные именно для ОПК, в полной мере проецируются на весь машиностроительный комплекс Сибири. Также ситуация усугубляется тем, что специфика работы предприятий ОПК требует поддержания так называемых мобилизационных производственных мощностей, позволяющих в случае необходимости значительно увеличить объем производства, но определенно избыточных при текущем объеме ГОЗ. Это приводит к значительному снижению конкурентоспособности данных предприятий по сравнению с «гражданским» производством.

По территории Сибири машиностроительные предприятия размещены неравномерно. Современная территориальная структура размещения формировалась в 1940-1980-е гг. под влиянием нескольких факторов:

- наличия сырья и квалифицированных трудовых ресурсов;

- геополитическая безопасность машиностроительных предприятий (характерно для оборонно-промышленного комплекса);

- развитость транспортной инфраструктуры.

В современный период к этим факторам добавились два процесса, оказывающих влияние на размещение машиностроения: кризис, остановка и конверсия предприятий, что привело к «вымиранию отраслей машиностроения» как производства в некоторых сибирских городах и регионах, а также новые федеральные и региональные целевые программы, пытающиеся скоординировать пространственное размещение машиностроительных предприятий путем концентрации отраслей в «точках роста» и предотвращением межрегиональной конкуренции.

5 Кризисное состояние сибирского машиностроения проявляется в ряде важнейших проблем, для машиностроения Сибири характерно:

- низкий технический уровень и избыточная величина накопленных в отраслях экономики основных производственных фондов;

- неоднородность технологического пространства и, как следствие, потери качества в технологических цепях;

- низкий уровень качества сибирской машинотехнической продукции;

- отсутствие достаточного спроса на продукцию сибирского машиностроения, в том числе со стороны государства;

- слабый уровень развития сибирского инвестиционного комплекса, особенно машиностроения, излишняя концентрация производства в нем, неразвитость различных рыночных форм, обеспечивающих мобилизацию инвестиционных ресурсов и перелив капитала, быстрое внедрение достижений научно-технического прогресса, оказание услуг производственного характера и др.

Страницы: 1 2 3 4


Материалы по географии:

Каменные колоссы
Первых капитанов, посетивших остров, не тронуло суровое величие каменных гигантов. Форстер, спутник Кука, называет их «грубыми произведениями». И хотя, познакомившись с этими скульптурными колоссами, Ла-Перуз составил «весьма лестное мнение о таланте, который этот народ проявлял в далекой Древности ...

Восточно-Европейская платформа
Восточно-Европейская древняя платформа - относительно тектонически стабильный, почти изометричный блок грубой пятиугольной формы, который на северо-западе, востоке, юге и юго-западе граничит со складчатыми поясами, а на западе, юго-востоке и северо-востоке - с платформенными областями. На востоке п ...

С чего начиналась Австралия
Какие ассоциации возникают у вас при слове "Австралия"? Кадры одноимённого фильма и лицо его героини, знаменитой актрисы Николь Кидман? Или бесконечные овечьи стада? Или миллионы какаду? Или лениво жующие трогательные коалы? . Да, для непросвещенного человека, Австралия – всё это и только ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru