Заключение

Страница 1

Оценив современное состояние машиностроительного комплекса в Сибири: можно сделать следующие выводы:

1. Машиностроительный комплекс является сложной системой наиболее передовых отраслей промышленности страны и региона. Размещение и состав машиностроения на территории Сибири определяется целой группой факторов, важнейший из которых – исторический и сырьевой. Как отрасль машиностроение может выполнять роль локомотива экономики региона, так как обеспечивает средствами производства, как предприятии, так и конечных потребителей.

2. Роль и значение машиностроительного комплекса в экономике России и Сибири различна. Если для Российской экономике машиностроение является одной из главных отраслей (но не важнейшей) промышленности, то в Сибири в силу ее ресурсно-сырьевой специализации машиностроение занимает подчиненное положение к добывающим отраслям. В 1990-2000- х гг. Доля машиностроительной продукции Сибири в общероссийском производстве неуклонно падала. На фоне инвестиционного кризиса и падения спроса на машинотехническую продукцию Сибири процесс обновления производственного аппарата в самом машиностроении и в отраслях экономики замедлился и качественно ухудшился - для воспроизводственного процесса поставляются машины и оборудование преимущественно традиционного типа. В результате не происходит технической модернизации основного капитала, и, соответственно, не улучшаются потребительские характеристики готового продукта, на нем производимого.

3.Машиностроение Сибири обладает достаточно полным отраслевым составом. Основными видами машиностроительных производств в Сибири являются: электротехническая, станкоинструментальная промышленность, горношахтное и горнорудное, энергетическое машиностроение, машиностроение для аграрно-промышленного комплекса, химической и нефтяной промышленности, авиационная промышленность, приборостроение.

В силу исторически сложившейся специализации, продукция машиностроительного комплекса Сибири лишь на одну четверть потребляется внутри хозяйства региона, большая ее часть вывозится. Недостаточно развиты или практически отсутствуют отдельные отрасли и производства (автомобильная промышленность, судостроение).

Еще одной важнейшей особенностью машиностроения Сибири является высокая доля предприятий ОПК. В условиях падания государственного заказа и недозагруженности отраслей эти предприятия также как и 8гражданское машиностроение находятся в глубоком кризисе. Все проблемы и особенности, характерные именно для ОПК, в полной мере проецируются на весь машиностроительный комплекс Сибири. Также ситуация усугубляется тем, что специфика работы предприятий ОПК требует поддержания так называемых мобилизационных производственных мощностей, позволяющих в случае необходимости значительно увеличить объем производства, но определенно избыточных при текущем объеме ГОЗ. Это приводит к значительному снижению конкурентоспособности данных предприятий по сравнению с «гражданским» производством.

По территории Сибири машиностроительные предприятия размещены неравномерно. Современная территориальная структура размещения формировалась в 1940-1980-е гг. под влиянием нескольких факторов:

- наличия сырья и квалифицированных трудовых ресурсов;

- геополитическая безопасность машиностроительных предприятий (характерно для оборонно-промышленного комплекса);

- развитость транспортной инфраструктуры.

В современный период к этим факторам добавились два процесса, оказывающих влияние на размещение машиностроения: кризис, остановка и конверсия предприятий, что привело к «вымиранию отраслей машиностроения» как производства в некоторых сибирских городах и регионах, а также новые федеральные и региональные целевые программы, пытающиеся скоординировать пространственное размещение машиностроительных предприятий путем концентрации отраслей в «точках роста» и предотвращением межрегиональной конкуренции.

5 Кризисное состояние сибирского машиностроения проявляется в ряде важнейших проблем, для машиностроения Сибири характерно:

- низкий технический уровень и избыточная величина накопленных в отраслях экономики основных производственных фондов;

- неоднородность технологического пространства и, как следствие, потери качества в технологических цепях;

- низкий уровень качества сибирской машинотехнической продукции;

- отсутствие достаточного спроса на продукцию сибирского машиностроения, в том числе со стороны государства;

- слабый уровень развития сибирского инвестиционного комплекса, особенно машиностроения, излишняя концентрация производства в нем, неразвитость различных рыночных форм, обеспечивающих мобилизацию инвестиционных ресурсов и перелив капитала, быстрое внедрение достижений научно-технического прогресса, оказание услуг производственного характера и др.

Страницы: 1 2 3 4


Материалы по географии:

Реформы, изменившие КНР
Китай не только поздно приступил к индустриализации, но и имел крайне низкий стартовый уровень. Доходы на душу населения в начале индустриализации в Европе и Америке были значительно выше, чем в Китае на этой же стадии. Низкий уровень доходов на душу населения в Китае в 50-е годы отражал огромную р ...

Общая характеристика Западно-Сибирского экономического региона
Западно-Сибирский район занимает обширную территорию в 2 427,2 тыс. км2 (14,2% территории России), на которой расположены Республика Алтай, Алтайский край и пять областей – Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская и Тюменская. В состав Тюменской области входят Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский а ...

Восточный Крым
Восточный Крым - это изумительный уголок с величественными горами, дикими утесами, таинственными гротами и уютными сказочными голубыми бухтами. Здесь можно насладится букетом знаменитых вин и коньяков, или шампанским из подвалов князя Голицына. Визитными карточками этих мест являются Новый свет, Ко ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru