Мировая торговля - основа международного разделения труда. Основные торговые пути древности и современности. Страны - лидеры мировой торговли. Особенности специализации в мировой экономике регионов

Статьи по географии » Международное географическое разделение труда » Мировая торговля - основа международного разделения труда. Основные торговые пути древности и современности. Страны - лидеры мировой торговли. Особенности специализации в мировой экономике регионов

Страница 1

До середины XVI в., пока Великие географические открытия не расширили пространство экономических и политических интересов европейских держав, в мировой торговле участвовало ограниченное число стран. Главные причины тому - отсутствие достоверной информации народов друг о друге, политическая нестабильность, частые войны и слабое развитие транспортных средств.

Международная торговля состояла в перевозке дорогих и редких товаров - шелка, золотых и ювелирных изделий, пряностей. Главными международными торговыми путями был Великий шелковый путь, связывающий Европу и Азию; путь "из варяг в греки" - торговля между Северной и Южной Европой. Конечными пунктами транссахарской торговли, контролируемой арабскими купцами, были богатейшие города на побережье современного Марокко - Сеута и Мелилья, откуда золото переправлялось в Европу.

В ХVI-ХVII вв. торговля европейских государств с Востоком явилась базой первоначального накопления капитала для зарождающейся промышленности, которая, развиваясь, требовала новых рынков сбыта и дешевых источников сырья. С начала XVIII в., когда совершенствование транспортных средств и географические открытия обеспечили экономическое проникновение европейцев в Новый Свет, мировая торговля начала приобретать глобальный характер. Кардинально изменилась не только ее география, но и товарная структура торговать стали большими по весу грузами -сырьем, сельскохозяйственной продукцией.

За XVIII в. объем мировой торговли возрос в 5 раз, а за XIX в. - почти в 10 раз. К концу XIX в. у Англии, "мастерской мира" и "владычицы морей", лидировавшей в мировой торговле - появились серьезные конкуренты - Германия, Франция, США. Заметную роль в мировой торговле начали играть колонии - Индия, Бразилия, Аргентина, Китай. К началу XX в. на долю Европы приходилось 50% мирового товарооборота, на долю Северной Америки - 20%, а на все остальные страны мира - 15%.

В течение 20 века утвердились типичные черты участия в международном разделении труда и мировой торговле стран различных социально-экономических типов. С одной стороны, они предопределяются специализацией стран на производстве тех или иных видов товаров, а с другой, сами оказывают влияют на характер социально-экономического развития.

Современная мировая торговля (для большинства стран - это основная форма внешнеэкономических связей) сконцентрирована в руках узкого числа стран; так, на долю 10 стран-лидеров приходится 3/4 всего товарооборота (США, ФРГ, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, СНГ, Нидерланды, Бельгия.

В 80-90-е гг. США значительно превосходили все страны мира по объему внешнеторгового оборота (доля в мировом экспорте в среднем - 13%, в импорте - 11%) и вывозу капитала. Второе место занимала ФРГ. К началу 90-х гг. Япония вышла на третье место в мире по объему внешней торговли, увеличив свою долю в экспорте всех стран мира в два раза.

Значимые изменения в расстановку экономических сил в мире внесли новые индустриальные страны. За последнее десятилетие объем внешней торговли Гонконга, Южной Кореи, Сингапура, Малайзии, Таиланда и Тайваня, а также Китая, увеличился в среднем в три раза. Гонконг вышел на одно из первых мест в мире по экспорту одежды и тканей. Ожидается, что к середине 90-х гг. Китай войдет в десятку ведущих торговых держав (в 1980 г. - 20-ый в списке лидеров), а его доля в мировом товарообороте возрастет до 2,5%.

В условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира география внешней торговли сильно зависит от политической ориентации. Торговые санкции и экономическая блокада государств, нарушающих нормы международного права, стали действенным оружием в современном мире (например, запреты на торговлю с ЮАР, Ираком, Сербией).

География внешней торговли стран Восточной Европы существенно изменилась после второй мировой войны, что было следствием переориентации их внешней политики на СССР. Структурная перестройка хозяйства, произошедшая за 50-80-е гг. в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), привела к изменению структуры, размещения и специализации всех отраслей.

Переход к рыночным отношениям в 90-е гг. и политическая ориентация на связи со странами Западной Европы вызвали изменения как в структуре производства, так и в географии внешней торговли.

Статистические показатели для анализа внешней торговли

К числу важнейших показателей, используемых при анализе географии внешней торговли относятся следующие:

1) Объемы экспорта, импорта, внешнеторгового оборота (сумма стоимости экспорта и импорта.

2) Объем экспорта, импорта, внешнеторгового оборота в расчете на душу населения, 1 кв. км национальной территории.

3) Индексы экспорта, импорта, внешнеторгового оборота, рассчитываемые как отношение объемов предыдущего года к настоящему.

Страницы: 1 2


Материалы по географии:

История развития отрасли (сферы деятельности)
История всегда развивается по спирали, и чтобы избежать аналогичных последствий, нужно знать что произошло, как произошло и как это предотвратить. К моменту начала реформ уровень лесозаготовок в южных и западных областях региона, в Карелии, в некоторых приближенных к транспортным путям районах Арха ...

Численность и размещение населения
На 1 января 2009 г. в республике проживает 1296,2 тыс. человек, что составляет 0,9% от общей численности населения страны. В России преобладают субъекты, в которых численность населения варьирует от 1 до 2 млн. человек, к их числу относится и Чувашия. Сельское население в пределах Чувашии размещено ...

Население
В районе проживает 5,0 % населения страны. Заселённость различных частей Дальнего Востока резко контраста. Относительно более освоен его юг. Средняя плотность населения в районе низкая - около 1,2 человека на 1км2 . Она колеблется от 13,6 человека на 1км2 в Приморском крае до 0,1-0,5 человека на 1к ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru