В ряде приложений широко применяются данные не о самом коэффициенте преломления, а о величине его вертикального градиента. Для стандартной атмосферы с нормальной (стандартной) рефракцией вертикальный градиент равен:
N – ед/м. Однако в приземном слое градиенты, близкие к стандартному, наблюдаются сравнительно редко вследствие большой изменчивости профиля N на этих высотах. К стандартной величине градиента близки лишь средние значения градиента в достаточно толстом слое воздуха – в слое 0 – 1000 м и более, причем время усреднения тоже должно быть достаточно большим – усреднение за месяц, за сезон и т.п.
Как и приземные значения показателя преломления, градиенты подвержены сезонным изменениям, причем сезонный ход среднемесячных значений градиента связан с сезонным ходом самого коэффициента преломления. С увеличением высоты слоя воздуха сезонные колебания градиентов уменьшаются, и на высотах более 600 м ими можно пренебречь [6].
Детальное рассмотрение многочисленных N – профилей, полученных в разную погоду в разное время суток, показало в основном большинстве случаев наличие критических и сверхкритических градиентов величины N в самом нижнем 25 – метровом слое атмосферы. Для слоя 25 – 121 м – характерна повышенная рефракция. Слой выше 120 м выглядит самым стабильным, он приближается к стандартной атмосфере.
Как следует из выражения (9), появление больших градиентов N должно иметь место в тех слоях атмосферы, где наиболее резко выражена инверсия температуры и происходит падение с высотой абсолютной влажности воздуха. Летом именно в слое до 100 м наиболее резко выражены ночные инверсии температуры, а днем наблюдается значительное падение влажности с высотой. Оба эти фактора и обусловливают сверхкритическую и повышенную рефракции в нижнем 120 метровом слое атмосферы [7].
По полученным значениям N на разных высотах (во все дни июля) определялись вертикальные градиенты dN/dH для слоев 0 – 24, 24 – 40,
40 – 112, 112 – 180 м. Градиенты были разбиты на 4 интервала:
1. Отрицательный (
);
2. Пониженный (
);
3. Повышенный (
);
4. Сверхкритический (
).
В соответствии с этой разбивкой для каждого вида рефракции были посчитаны их повторяемости. (см. таблицы 2, 3).
Таблица 2 – Повторяемость различных видов рефракции в июле
|
Вид рефракции |
Число случаев |
Повторяемость в % |
|
Отрицательная |
22 |
18 |
|
Пониженная |
11 |
9 |
|
Повышенная |
24 |
19 |
|
Сверхрефракция |
67 |
54 |
Таблица 3 – Повторяемость различных видов рефракции в каждом слое
|
Слой, м |
Отрицательная |
Пониженная |
Повышенная |
Сверхрефракция |
|
0 - 24 |
5 |
2 |
3 |
21 |
|
24 - 40 |
8 |
- |
5 |
18 |
|
40 - 112 |
8 |
9 |
10 |
4 |
|
112 - 180 |
1 |
- |
6 |
24 |
Материалы по географии:
Основные характеристики транспортного комплекса
Область располагает следующей транспортной инфраструктурой. Автотрассы и железнодорожная сеть, связывают её с Москвой, Санкт-Петербургом, со столицами стран Балтии, портами Мурманска, Калининграда и Ленинградской области. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 1, ...
Проблемы развития Москвы и московского региона
В Москве и моск. регионе есть много отраслей хоз-ва, которые вызывают экологические проблемы. Тепловая энергетика загрязняет воздух соединениями серы. Отвалы шлаков выводят из оборота пахотные земли, загрязняют поверхностные и подземные воды. Главными загрязнителями окруж. среды явл-ся химия, метал ...
Характеристика машиностроительного комплекса России
Машиностроение обеспечивает различным оборудованием и машинами все отрасли экономики. Производит многие предметы потребления. Отраслевой состав машиностроения очень сложный. Он состоит более чем из 70 отраслей. Главными его отраслями являются электроника, электротехника, вычислительная техника, роб ...