Внешняя торговля развитых и развивающихся стран (географическая и товарная структура экспорта (импорта)

Статьи по географии » Международное географическое разделение труда » Внешняя торговля развитых и развивающихся стран (географическая и товарная структура экспорта (импорта)

Специализация в международном разделении труда на производстве и экспорте продукции обрабатывающей промышленности, типичная для экономически развитых стран, предполагает значительные капиталовложения в экономику и наличие высоко квалифицированной рабочей силы. Например, такие небольшие по площади страны как Бельгия, Нидерланды, Люксембург, не имеющие своих значимых природных ресурсов, входят в число стран - лидеров мировой торговли. Они импортируют сырье и полуфабрикаты, экспортируют готовую продукцию, обеспечивая высокие прибыли экономике и доходы населению.

В структуре экспорта и импорта экономически развитых стран преобладает продукция обрабатывающей промышленности, прежде всего, машины и оборудование. В импорте значительна доля сырья и топлива. Подобная структура внешней торговли объясняется ее географией (экономически развитые страны торгуют прежде всего между собой), а также развитой подетальной специализацией их промышленности.

РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ. Структура и география внешней торговли развивающихся стран была заложена в колониальный период. Экономические и политические связи с бывшими метрополиями, однотипная структура хозяйства (главные статьи экспорта - топливо и сырье, культуры тропического земледелия, не пользующиеся спросом на внутренних рынках) препятствовали развитию межрегиональной торговли.

Мировая тенденция снижения цен на сырье (главной статьи экспорта развивающихся стран) и роста цен на продукцию обрабатывающей промышленности, (главной статьи экспорта промышленно развитых стран) ставит первые в условия неэквивалентного обмена: они должны продавать все больше и больше, чтобы купить необходимые для модернизации хозяйства машины и оборудование.

Доля развивающихся стран в мировой торговле в последние десятилетия неуклонно снижается в основном за счет сокращения доли экспорта. В его структуре преобладает продукция добывающей промышленности и тропического земледелия, причем в ряде стран доля главной статьи экспорта составляет более 90% (например, в Катаре, Кувейте, Бахрейне, Иране, Ираке нефть и нефтепродукты являются главной и единственной статьей валютных поступлений).

В структуре импорта преобладают необходимые для развития экономики машины и оборудование, а также продовольствие. Регионы, лишенные энергетических ресурсов, Восточная Африка, Центральная Азия - вынуждены закупать их во все возрастающих объемах.

Продовольственная проблема, обострившаяся в последние десятилетия, привела к резкому росту.


Материалы по географии:

"Европейские" австралийцы
За годы своей относительно недолгой истории Австралия настолько изменилась, что сегодня трудно дать четкое определение самому понятию "австралиец". О глубине этих изменений можно судить хотя бы потому, что в телефонном справочнике Сиднея вьетнамская фамилия Нгуен встречается чаще, чем Джо ...

Улучшение условий жизни: жилья, коммунального и бытового обслуживания, обеспечения топливом и энергией
Коренные народы традиционно являются кочевыми, полукочевыми и сельскими жителями (около 75 процентов этого населения проживает в сельской местности). В суровых экстремальных условиях жизни народов Севера особую роль играют социальные проблемы. В прежние годы средства массовой информации создавали р ...

Каналы сбыта и хранения. Стандартизация и сертификация товара/услуги. Правовые факторы. Послепродажный сервис товара/услуги
Выбор видов транспорта: · Водный транспорт На дальние расстояния топливную гранулу экономичнее всего транспортировать морским транспортом. В зависимости от требований покупателя и логистических возможностей завода гранулу можно погружать на судно насыпью, в биг-бэгах или в потребительской расфасовк ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru