Энергетическое законодательство - это крупный интегрированный комплекс, один из элементов системы законодательства Российской Федерации, совокупность нормативных правовых актов различного уровня, регулирующих предпринимательские и иные отношения, возникающие в области организации и функционирования топливно-энергетического комплекса (далее по тексту ТЭК) страны. В нормах энергетического законодательства закрепляются существенные особенности правовых отношений, которыми закон устанавливает правовой порядок в топливно-энергетическом комплексе, в том числе ведение предпринимательской деятельности, регулирование отношений, связанных с осуществлением этой деятельности в условиях рыночной экономики.
В Российской Федерации энергетическое законодательство развивается по общей схеме - не от общего к частному, а от частного к общему. В последнее десятилетие, с момента принятия Конституции Российской Федерации 1993 года, правовому регулированию отношений в области организации и функционирования топливно-энергетического комплекса уделялось значительное внимание. В развитие положений п. «и» ст. 71 Конституции Российской Федерации, относящего «федеральные энергетические системы» к ведению Российской Федерации, был принят целый ряд законов, регулирующих различные отношения в топливно-энергетическом комплексе страны. В настоящее время на различных этапах подготовки находятся проекты федеральных законов. К таковым, например, относятся:
- Проект федерального закона «О федеральных энергетических системах», который разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 426 «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий». В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральные энергетические системы.
- Проект федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте», который был принят Государственной Думой 21 сентября 1999 года. Это специальный закон, который необходим в первую очередь для реализации государственных интересов, которые заключаются в сохранности и обеспечении рационального использования природных ресурсов, получении оптимальной доли расходов от использования этих ресурсов в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, укреплении единства страны, создания рабочих мест, обеспечении потребностей внутреннего рынка в соответствующей продукции.Указанный Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные основы отношений, возникающих при создании, функционировании и развитии магистрального трубопроводного транспорта - важнейшей составляющей федеральных энергетических систем. Федеральный закон основывается на положениях Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми вопросы, касающиеся федеральных энергетических систем, основ ценовой политики относятся к предметам ведения Российской Федерации и др.
28 августа 2003 г. распоряжением N 1234-р Правительство Российской Федерации утвердило Энергетическую стратегию России на период до 2020 г. В этом программном документе зафиксированы основные направления энергетической политики на федеральном и региональном уровнях на основе Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных актов. Примечательно, что в числе основных инструментов, способствующих ее реализации, называется правовое обеспечение отношений в сфере топливно-энергетического комплекса.
Реализация Энергетической стратегии требует принятия, по данным Яновского (заместитель министра энергетики Российской Федерации до 9 марта 2004 г.), как минимум 17 законопроектов.
Анализ современных тенденций развития законодательного обеспечения ТЭК РФ позволяет сделать вывод о том, что в Российской Федерации формируется новый энергетический правопорядок.
С этой точки зрения представляется научно обоснованным и практически оправданным изучение (анализ) комплекса теоретических правовых проблем, возникающих в данной сфере человеческой жизнедеятельности. Являясь составной и наиболее важной частью национального хозяйства страны, энергетика занимает в нем ведущее положение в силу выше обозначенных факторов.
В последнее время, несмотря на то, что энергетика является локомотивом экономики, особенно в перестроечный период, она была в определенной степени обойдена вниманием юристов (за исключением вопросов электроэнергетики, в связи с реформированием которой был принят целый ряд законов и подзаконных нормативных актов).
Предмет правового регулирования энергетического законодательства - энергетические отношения - служит причиной своеобразия норм, которые составляют эту отрасль. Поэтому для надлежащего и эффективного правового регулирования отношений в области энергетики большое значение имеют технические и технологические условия, базирующиеся на выводах естественных наук. Без знания и учета этих качеств энергетических отношений разработка и применение правовых норм будет неполной, а во многих случаях и ошибочной.
Материалы по географии:
Общее понятие о луговых почвах. Их классификация
Луговые почвы – это почвы, формирующиеся под луговой растительностью. Существует множество различных классификаций почв. Различают группы: - собственно луговые почвы степей и полупустынь, с гумусовым горизонтом 20—40 см, формирующиеся под влиянием неглубоких грунтовых вод; - аллювиально-луговые поч ...
Инфраструктурный комплекс России
Инфраструктурный комплекс отраслей хозяйства, обслуживающий промышленное и с/х производство, а также население: транспорт, связь, торговля, водоснабжение и т.п.; наука, образование, здравоохранение и охрана окружающей среды и др. В Р. инфраструктурный комплекс подразделяется на производственную и н ...
Чёрные океаны
Безрассудно загрязняет человек и водные бассейны планеты. Ежегодно в Мировой океан по тем или иным причинам сбрасывается от 2 до 10 млн.т нефти. Аэрофотосъемкой со спутников зафиксировано, что уже почти 30% поверхности океана покрыто нефтяной пленкой. Особенно загрязнены воды Средиземного моря. Атл ...