Зоны влияния, иерархия и система городов

Статьи по географии » Системы городов в модели "центральных мест" » Зоны влияния, иерархия и система городов

Страница 1

Определяющую роль в экономической судьбе города играют его связи с национальной (и мировой) экономикой. Активность города в качестве поставщика или рынка сбыта, как конечной продукции, так и факторов производства характеризуется его зонами преимущественного влияния. При формировании этих зон весьма важную роль играет фактор экономического расстояния, изучение которого сформировало классический подход пространственного анализа. Описание реальных границ обслуживаемых городом зон позволяет уточнить «весомость» города и, тем самым, выявить его конкурентные позиции, что создает основу для прогнозирования перспектив его экономического развития.

Для предварительного выявления зон влияния нередко используется классическая гравитационная модель. Этот подход, в частности, был использован в рамках широкомасштабного исследования системы городов Франции в 50-е годы XX века (рис. 3).

В последние десятилетия произошли значительные изменения как доступности, так и производственных структур, которые стимулировали переход к новым вариантам распределения деятельности между городами — менее иерархизированным и более диверсифицированным. Это поставило под сомнение возможность непосредственного применения классического концептуального подхода и стимулировало разработку новых подходов, связанных с такими концепциями, как сети городов, метрополизация (т.e. усиление главных городов, прежде всего за счет концентрации услуг) и глобализация. Резко усиливаются связи между крупнейшими городами, особенно значимым фактором является переход развитых стран к более открытому типу экономики (прежде всего, в рамках крупных межнациональных зон: ЕС, Северная Америка, Юго-Восточная Азия), который выдвинул на первый план международные связи мегаполисов, что ослабило их связи с их ближайшим окружением.

Рисунок – 3 Зоны влияния крупных городов Франции (в 1954 г.) по гравитационной модели

Интернационализация и технологический прогресс грузового автомобильного транспорта привели к значительному расширению рынка и к резкому ослаблению роли фактора близости размещения товаров, в том числе таких, которые ранее относились к группе скоропортящихся. Столь значительная переориентация крупнейших городов на внешние экономические связи не отменяет полностью значимость местной региональной базы, однако в целом усложняется само понятие зоны влияния города. Фактически, при изучении мегаполисов сложилась концепция многоплановых («многослойных») зон влияния, соответствующих разным территориальным уровням и разным видам влияния: город как центр производства связан со своими рынками сбыта по каждому виду товаров и услуг; город как центр управления производством, разместивший на своей территории головные конторы многих фирм, контролирует производство многих других городов, входящих в этот слой его зон влияния и т.д.

Транспортная иерархическая модель Коля

Иерархические модели территории вошли в арсенал пространственного анализа в середине XIX века в рамках немецкой школы. Так, весьма характерна модель, предложенная в 1880 году Колем, в основе которой лежит реальная иерархическая система транспортных магистралей некоторой страны:

1. Дороги общенационального значения, связывающие важнейшие региональные центры со столицей.

2. Дороги областного значения, обеспечивающие, в частности, связь этих центров со средними городами соответствующего региона.

3. Дороги районного значения, связывающие средние города с малыми и т.д. Коль акцентирует внимание на преобладании в этой системе дорог иерархической формы и предлагает в качестве модели абстрактную строго иерархическую древовидную систему дорог (рис. 4).

Страницы: 1 2 3


Материалы по географии:

История Марокко
История региона, составляющего современное Марокко, образована взаимоотношениями коренного населения, берберов, и различных народов, успешно вторгавшихся в страну. Впервые берберы упоминаются в истории Африки как грабители, подчинившие себе все торговые пути через Сахару. А первыми из чужестранцев ...

Население
Ставрополье считается древнейшим районом заселения человека. В разные времена на территории края расселялись, сменяя друг друга, киммерийцы. Скифы, сарматы. Аланы, гунны, хазары, половцы и другие народы. Большое влияние на расселение народностей Ставропольского края оказало татаро-монгольское нашес ...

Сельское хозяйство
Таиланд — аграрно-индустриальная страна с выраженной экспортной ориентацией. Основная сельскохозяйственная культура: рис — поливной (в долине реки Чаопрайя) и суходольный (на плато Корат). Традиционными экспортными товарами были рис, каучук, олово. Доля сельского хозяйства в ВВП постоянно сокращает ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru