Системы городов в модели "центральных мест"

Статьи по географии » Системы городов в модели "центральных мест"

Город — особое, ни с чем несравнимое творение ума и рук человеческих. Это среда жизни всевозрастающего числа людей и место концентрации различных, делающихся все более разнообразными видов деятельности. За городами закрепилось название двигателей прогресса. В них рождается и из них распространяется новое. Это творческие лаборатории, духовные мастерские человечества.

Маски в уходе за телом. Мухоморная маска для тела muhomor.red.

В городах сосредоточилось огромное историко-культурное наследие. Они хранят шедевры зодчества, историческую память стран и народов, представляет собой каменную летопись человечества. И сами по себе как сложнейшее творение ума и рук человеческих, труда многих поколений они есть величайшая ценность. Особое значение городов и в том, что они создают условия для движения человечества вперед. Они обладают арсеналами информации, соединяют разные сферы деятельности, на пересечении которых возникают точки роста в культуре, науке, технике, политике. Им присуща особая атмосфера общения, многоконтактная среда. Будучи местами концентрации многих проблем общества, города в то же время являются и средством их решения.

Изучение городов необходимо для того, чтобы сделать их более удобными для жизни людей, т.е. обеспечить им лучшие условия для выполнения исключительно важных обязанностей.

Социальная география помогает познать город как своеобразный «демографический котел», в котором происходят очень сложные социальные и демографические процессы. Как среда, как социальный организм он существенно влияет на демографическое поведение людей, на их социальное расслоение. В нем не только создаются благоприятные условия для расцвета человеческой личности, но и возникают явления социальной патологии. В городе соседствуют очаги высокой культуры и гнезда преступности.

География раскрывает особенности географического положения города — этого специфического ресурса, едва ли не самого главного для его развития. География обязывает рассматривать город вместе с окружением, выступающим его партнером и одновременно дополнением, а также вместе с той подшефной территорией, которую он обязан обслуживать и опекать. Изменения в городе вызывают ответную реакцию в окружающем районе — своего рода «пространственный резонанс». Управляя развитием города, можно управлять и развитием района.

Географическое учение о городе конструктивно. И не случайно происходит постоянное сближение географии с градостроительством и районной планировкой. Без раскрытия фундаментальных свойств городов и их систем (а этим в числе других наук и занимается география городов) невозможно регулировать их рост и развитие. Неудачи в политике расселения в значительной мере объясняются пренебрежением закономерностями и особенностями развития и функционирования городов, установленными наукой, в том числе и географической.

Стремление выявить и описать иерархию возникло еще в ХIХ веке.

И.Коль (1850г.) предложил схему сходящихся к главному центру ветвящихся транспортных систем, каждая из которых занимает свой сектор окружающего этот центр пространства. В местах примыкания ветвей к стволам деревьев и на их дальнейших разветвлениях ученый и предполагал закономерным размещение населенных мест.

В. Кристаллер разработал теорию центральных мест. Исходя из идеализированного допущения об односторонности территории, равномерности размещения на ней ресурсов. Одинаковой плотности и покупательной способности населения, а также равноценных транспортных условиях, ученый предположил, что населенные пункты на такой территории должны располагаться с определенной закономерностью (шестигранники). Применительно к Южной Германии В. Кристаллер выделил семь уровней иерархии (центр земли, округа, района, общины, город в пределах общины, поселок или село с административными службами, торговый центр). Однако территория никогда не может быть абсолютно однородной.

У. Изард модифицировал гексагональную решетку исходя из влияния городских агломераций. Таким образом мы видим постепенное усложнение модели.

Наряду с «горизонтальными схемами иерархию населенных мест пытались раскрыть при помощи «вертикальных» схем, анализирующих соотношение между рангом и размером городов (наиболее известно правило Г.Ципфа).

Не так много учёных занимались изучением вопроса размещения городов, среди которых можно выделить следующих, А. Лёш, X. Хотеллинг, Й. Тюнен, В. Лаунхардт и А. Вебер, К. Кулия, В. Кристаллра и А. Лэм. К сожалению данный вопрос в Российской научной литературе практически не рассматривается, в большинстве российских источников цитируется информация из иностранных научных изданий.

Целью исследования является изучение систем городов в модели «центральных мест». Предметом исследования является модели размещения городов, а объектом является города.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы модели «центральных мест» и раскрыть зону влияния, иерархию и систему городов;

2. Представить теорию центральных мест В. Кристаллера и теорию экономического ландшафта А. Леша;

3. Рассмотреть город как объект исследования;

4. Рассмотреть основные модели размещения городов.


Материалы по географии:

География хозяйства
Наш край – один из ведущих индустриально-аграрных комплексов России с выгодным географическим положением и хорошими перспективами развития. Продукция промышленности края, таких её заводов, как Георгиевский арматурный, Ставропольский автоприцепов, Буденовский ООО «Ставропольполимер», Невинномысский ...

Население
По оценке на июль 2004, в стране проживало 7 656 166 человек. Из них 42% моложе 15 лет, 54% – в возрасте от 15 до 64 лет, 4% – старше 65 лет. Средний возраст жителей Гаити – 18,1 лет. Рождаемость составляет 33,76 на 1000 населения, смертность – 13,21 на 1000, эмиграция – 3,4 на 1000. Рост населения ...

Развитие транпортного комплекса России
Транспорт - необходимое условие функционирования народного хоз-ва, жизни населения и вообще существования любого государства, особенно столь протяженного, как Р. Продукция транспорта - это перевозки грузов и пассажиров. Грузовой транспорт обеспечивает и производственные связи между предприятиями, и ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru