Экономическое районирование

Статьи по географии » Экономическое районирование

Страница 5

Для размещения многих промышленных предприятий разных отраслей оказываются удачными одни и те же районы. Но ресурсы многоцелевого назначения (водные, энергетические, трудовые и т. д.) могут иметь ограниченные масштабы, что лимитирует возможность размещения в районе всех производств (Центрально-Черноземный и Уральский районы в настоящее время). В то же время открытие новых крупных месторождений может стать решающим фактором дополнительного размещения производств в районе. Поэтому можно говорить о факторах ограничения и факторах активизации размещения в зависимости от масштаба ресурсов и характера условий района. Таким образом, в каждом районе, на каждой конкретной территории складываются определенные условия размещения производств.

Следует отличать факторы, необходимые для проведения экономического районирования, и принципы экономического районирования. Принципы - это основные правила долгосрочной политики, методы хозяйствования, учитывающие закономерности и факторы. В качестве общих принципов территориальной организации народного хозяйства нашей страны на современном этапе ее развития можно выделить следующие:

Общий принцип экономической и социальной эффективности - необходимость учета конечного народно-хозяйственного и социального результата при размещении экономики и ее территориальной организации и соблюдение закона экономии времени и повышения производительности труда.

С ним связаны такие принципы, как:

а) принцип размещения производства с учетом близости источников сырья, энергии и потребителей конечной продукции;

б) принцип комплексности, в том числе комплексного рационального использования природных ресурсов при учете задач охраны и преобразования природы и первичного освоения наиболее эффективных ресурсов;

в) принцип выравнивания уровней экономического и социального развития районов страны.

Принцип учета требований военной безопасности при размещении производительных сил. Его содержание лучше всего охарактеризовано в принятой в 2000 г. Концепции национальной безопасности России. В этом документе помимо угроз стратегического характера выделяются и проблемы региональной безопасности.

Наряду с этими общими принципами в практике управления должны использоваться принципы, отражающие базовые направления реконструкции территориальной структуры экономики. Смещение народного хозяйства на восток - это важнейший принцип, действующий как минимум с начала века, со знаменитых столыпинских переселенческих движений. Принцип сдвига народного хозяйства на восток неизменно подтверждался в решениях партийных съездов, предусматривающих постоянное повышение доли производства и роли восточных районов в народном хозяйстве страны. Однако этот процесс происходил с различной степенью интенсивности. В военные годы он шел особенно активно, затем несколько замедлился. В настоящее время сдвиг на восток прекратился и фактически экономика "эвакуируется" с востока, и лишь необходимость использования топливно-энергетических и сырьевых ресурсов тормозит процесс деградации северных и восточных территорий. Вместе с тем, не смотря на увеличение доли северных территорий в России по сравнению с СССР, доля северных территорий в ВВП России постоянно уменьшается.

Наряду с принципами, отражающими крупные территориальные сдвиги народного хозяйства, разрабатываются принципы развития локальных, но многочисленных объектов, например городов разных типов. Так в послевоенные годы был выдвинут принцип активизации развития малых и средних городов. Обычно его связывают с ограничением и регулированием роста больших городов. Однако правильней было говорить о двух принципах: а) ограничения и регулирования роста больших городов; б) подъема и активизации средних и малых городов. У каждого свои основы и причины, хотя эти процессы и взаимообусловлены. Принцип активизации развития малых и средних городов связан с идеей освоения государственной территории, недопущения ее опустения. Второе - это функция малых городов по управлению сельской местностью, по ее культурно-бытовому обслуживанию. Кроме того, следует учесть, что в малых и средних городах сосредоточена значительная часть населения страны, основное производство легкой и пищевой промышленности. Наконец, особое значение имеют малые и средние города в обслуживании транспорта, особенно железнодорожного, в связи, в формировании аграрно-промышленных и санаторно-курортных комплексов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Материалы по географии:

Ресурсно-географическое положение
Регион обладает самыми крупными в Российской Федерации запасами торфа. В отдельных торфяных месторождениях выявлены крупные залежи вивианита (фосфата железа) (около 20% мировых запасов), использование которого может удовлетворить потребности сельского хозяйства в фосфатных удобрениях. Имеются место ...

Основные черты географии транспорта
Во внутреннем транспорте основную роль играют железные дороги общей протяженностью около 1,8 тыс. км, из них 760 км электрифицировано. Главная железнодорожная магистраль Марракеш - Касабланка- Фес- Уджда связывает западные и восточные области Марокко с Алжиром и Тунисом, обеспечивая транспортировку ...

Классификация отраслей машиностроения
Машиностроение представляет собой самую сложную и дифференцированную отрасль промышленности. С точки зрения особенностей размещения производства и степени расчленения технологического процесса отрасли машиностроения классифицируются следующим образом: 1.тяжелое (производство оборудования для металл ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru