Экономическое районирование

Статьи по географии » Экономическое районирование

Страница 6

Принцип регулирования роста больших городов связан, во-первых, с тем, что эти города имеют повышенный жизненный стандарт, и приток сюда населения требует повышенных капитальных вложений в нематериальную сферу. Во-вторых, он связан с оптимизацией государственного управления, выполнением столичных функций и т.д. В-третьих, он действительно перекликается с проблемой малых городов, так как расширение больших городов усиливает отток населения из малых городов и сельской местности. Интересно, что десять лет рыночных реформ, в, казалось бы, новых условиях, должны были снять проблему регулирования роста сверхкрупных городов, однако и сегодня ограничительные меры фактически применяются в Санкт-Петербурге и особенно в Москве.

Следует вновь отметить две особенности действия указанных принципов. Это историческая изменчивость принципов. Они меняются в связи с изменением социально-экономической, политической и военно-стратегической обстановки. Далее, принципы - это, прежде всего политика, т. е. в данном случае выражение финансового предпочтения одним программам и территориям перед другими. Советское государство, формируя принципы территориальной организации производительных сил и придерживаясь их, стремилось реализовать свои программные цели, о которых уже говорилось. Российское государство провозглашает в области регионального развития несколько иные задачи, но и сегодня принципы экономического районирования могут рассматриваться и как теоретическая база, набор ориентиров управления территориальной организацией общества.

Подведем итоги. Нельзя сказать, что в стране раньше отсутствовала стратегия регионального развития, но в условиях ведомственно разобщенного управления это развитие зачастую складывалось как сумма отраслевых усилий. Порочная практика бессистемного принятия все новых и новых региональных программ продолжается и поныне с той только разницей, что она осуществляется в отсутствии у государства свободных средств.

На основании проанализированного материала можно выделить ряд устойчивых особенностей региональной стратегии СССР. Во-первых, это унаследованный от Российской империи колонизационный крен, политика сдвига на Восток. Принцип более равномерного размещения производства и расселения. Плановые органы постоянно пытались сочетать несочетаемое - выравнивать уровни развития, поднимать национальные окраины и т. д., повышая эффективность всего народного хозяйства, совершая заведомо внеэкономические действия. Выдвигалась концепция комплексности районов, но ее практическое применение в виде территориально-производственных комплексов, по сути, служило средством ударного строительства в новых ресурсных ареалах. Во-вторых, центральные планирующие органы обходили вниманием закономерные процессы вторичной деградации старопромышленных районов. Из четырех главных объектов региональной политики в сколько-нибудь развитых странах (слаборазвитые, аграрные, пионерные, перегруженные столичные и кризисные) советская политика, увлеченная стройками века, наиболее откровенно игнорировала именно последний. В-третьих, доминировал унифицированный подход к модернизации крайне разнородных в природном и культурном отношении регионов. Всюду применялась по существу одна и та же модель индустриализации, типовое проектирование и администрирование. И теперь подавляющее большинство регионов привлекает новые, наиболее прибыльные, отрасли независимо от возможностей их внедрения и успешной работы у себя. В-четвертых, в региональной, как и в любой другой, стратегии очевидна приверженность к прямым рычагам централизованного планирования и госбюджетной мобилизации средств. Средства лобового административного противодействия нежелательным, по мнению Центра, пространственным тенденциям (например, росту крупных городов) не давали эффекта. Обычные в практике других стран стимулы или компенсирующие региональное неравенство выплаты использовались слабо. Поэтому часто считают, что классическая региональная политика в западном ее понимании у нас вообще отсутствовала.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Материалы по географии:

Общие сведения
Государство Швейцария находится в Центральной Европе. На юге и юго-востоке граничит с Италией, с Францией страна граничит на западе, юго-западе и северо-западе, на севере - с Германией, на востоке - с Австрией и Лихтенштейном (41 км). Общая протяженность границы 1 852 км. Общая площадь страны 41 28 ...

Проблемы и перспективы развития района
Остро стоит вопрос экологии в Уральском экономическом районе. Характеризуя индустриальный Урал как зону острого экологического неблагополучия, не следует забывать, что он несёт на себе следы разнообразных по генезису радиационных воздействий. Причём радиационное загрязнение Уральского региона по об ...

Население Ростовской области
Численность населения Ростовской области составляет 4334,4 тыс. чел. Средняя плотность населения – 43 чел./кв. км. Экономически активное население составляет 2074 тыс. чел. Уровень зарегистрированной безработицы в 2008 г. составил 1,6%. Возрастная структура населения: к трудоспособному относится 61 ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru