Перспективы развития миграционной политики и варианты решения государственных задач

Статьи по географии » Современные миграционные процессы населения в России: проблемы и перспективы » Перспективы развития миграционной политики и варианты решения государственных задач

Страница 1

Влияние на качественное содержание миграционных потоков в соответствии со стратегическими ориентирами предполагает использование метода целевого заселения. Оно вовсе не означает искусственного перемещения групп населения из одной территории в другую, как это было в советской истории. Речь идет, прежде всего, об оказании государственной помощи тем добровольным мигрантам, которые имеют прямую мотивацию к проживанию и работе в месте заселения и способны влиять на развитие региона в соответствии с интересами России. Целевое заселение основано на учете социальных характеристик потенциальных мигрантов и их системном влиянии на социальную среду.

Кроме того, такой метод требует выявления наиболее важных и вместе с тем пригодных для проживания участков расселения.

По своей сути целевой метод регулирования миграций имеет много общего с методами селективной миграционной политики, практикуемой в западных странах. Органы государственного управления США (где мигранты составляют 12% населения), Канады, Германии и других стран давно проводят политику, направленную на переселение в свои территории наиболее квалифицированных специалистов, способствующих экономическому росту страны. Правда, акцент в такой политике ставится исключительно на экономической составляющей мотивации переселения.

Негативным следствием этого является то, что часть мигрантов рассматривают страну пребывания как площадку для зарабатывания денег, не внося никакого вклада в социальное и культурное развитие государства, а скорее наоборот, способствуя маргинализации культурных и социальных ценностей. Зачастую это определяется низким социальным качеством иммигрантов, их примитивной ценностной системой координат (материальное потребление как смысл жизни).

В применении метода целевого заселения необходимо ориентироваться в основном на тех, кто намерен сменить место жительства из-за возможности обретения условий для выполнения своего дела. Конечно, доля мигрантов, ищущих простор для реализации своего творческого потенциала, является наименьшей в общем миграционном потоке. Однако именно эта группа способна быть наиболее эффективной в плане социально-экономического развития территории поселения.

Сегодня отчетливо видна необходимость сосредоточения государственных усилий в области миграционной политики под началом единого координационного центра, способного заложить комплексные основы современной миграционной политики.[28]

Для обеспечения оптимизации структуры и масштабов внутрироссийских миграционных потоков в рамках государственной миграционной политики могут применять такие предусмотренные нормативно-правовыми актами методы миграционного регулирования (меры миграционной политики), как:

– административные (предусматривающие административную ответственность, в том числе государственных служащих, за нарушение существующих нормативных актов);

– экономические (предусматривающие налоговые льготы, предоставление финансовой помощи на осуществление переезда и обустройство на новом месте, регулирование стоимости аренды и покупки жилья и др.);

– пропагандистские, социально-психологические (предусматривающие целенаправленное воздействие на систему предпочтений и ценностных ориентаций, формирующих миграционное поведение населения).[29]

Государственная политика в области регулирования внутренних миграций в Российской Федерации должна сочетать в себе интересы личности, общества и государства. Ее фундаментальными целями должны стать:

ü защита прав и свобод граждан Российской Федерации, обеспечение наиболее полной

ü реализации экономического потенциала индивидов;

ü обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны,

ü рациональное размещение населения на территории страны с учетом потребностей экономического развития страны; защита национальных интересов и обеспечение безопасности Российской Федерации.

В рамках реализации первой фундаментальной цели необходимо устранить (формальные и неформальные) административные барьеры внутренней миграции и обеспечить свободу передвижения граждан России и выбора ими своего места жительства и пребывания в пределах страны. Необходимо привести сложившуюся практику формальных и неформальных ограничений внутренних переселений граждан с помощью института регистрации по месту жительства и месту пребывания в соответствии с нормами федерального законодательства.

Целесообразным также представляется создание единого централизованного информационного ресурса (информационной системы), которая бы отражала перемещения граждан и их постоянное местонахождение, а также о предоставленных им государственных гарантиях и социальной поддержке. Создание подобной информационной системы позволит улучшить статистический учет внутрироссийских миграций, а также необходимо для разработки и проведения эффективной государственной региональной политики. Для реализации первой и второй фундаментальных целей необходимо устранить экономические барьеры миграции, то есть обеспечить финансовую возможность перемещения трудовых ресурсов из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные, а также решить проблему занятости и обустройства мигрантов на новом месте.

Страницы: 1 2


Материалы по географии:

Природа и климат
На обширных безлюдных территориях обитают самые древние, почти не изменившиеся за миллионы лет млекопитающие — сумчатые, кроме того, только здесь живут утконос и ехидна и множество плиц: эму, какаду и кукабарра. Дикие джунгли опоясывают прибрежные районы, а у мысов на южной оконечности материка пле ...

Угольная промышленность
Хотя уголь так и остается основным отечественным ресурсом, угольная отрасль переживает сегодня далеко не лучшие свои времена. Дело в том, что энергетические ресурсы Донбасса предназначались для всей бывшей сверхдержавы- СССР, и как следствие отрабатывались мощные пласты, и с течением времени ухудша ...

Общественный сектор региона
За 2007 год в бюджет Алтайского края поступило в общей сложности 38 млрд 175 млн 68 тыс. рублей. При этом сумма общих расходов составила 37 млрд 502 млн 751 тыс. руб. Такие данные корреспонденту ИА REGNUM предоставили сегодня, 28 января, в краевом комитете по финансам, налоговой и кредитной политик ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru