Как уже отмечалось, плотность воздуха зависит от целого ряда параметров, но наиболее важными из них являются высота над уровнем моря и температура. Небольшое изменение турбулентности или скорости ветра приводит к такому изменению высоты положения этой границы, что количество аэромассы в том или ином состоянии ПТК может уменьшаться на 20—30%, а при сильном ветре или обильных осадках, даже вдвое.
Таким образом, «мгновенное» количество аэромассы в основном зависит от положения верхней границы ПТК. Очень существен вклад ветра в реальное количество аэромассы, находящейся в данном ПТК в какой-либо отрезок времени. «Мгновенные» (в течение 1 с) количества аэромассы превосходят фитомассы и гидромассы, но их на 1—3 порядка меньше, чем педомасс и литомасс в метровом слое, и на 3—5 порядков меньше, чем литомасс в слое 15—20 м. Однако в отличие от литомассы и педомассы, которые в течение 109—1010 с (100— 1000 лет) практически стабильны, аэромассы относятся к активным геомассам, и их количество быстро меняется. Даже при скорости ветра всего лишь 1 м/с за 1 сут через ПТК проходит большее количество воздуха, чем того вещества, которое находится в метровом слое почвы. Значительный объем воздуха, проходящий через ПТК, определяет высокую энергию аэромасс и их сильнейшее влияние на остальные геомассы и состояние как отдельных компонентов, так и природно-территориального комплекса в целом. При штиле и малых скоростях ветра находящиеся в ПТК фитомассы и педомассы (а иногда и гидромассы) интенсивно изменяют свойства воздушных масс — нагревают или охлаждают их, способствуют или препятствуют вертикальным и горизонтальным перемещениям и в итоге преобразуют в аэромассы конкретных ПТК. В этом отношении аэромассы можно сравнить с почвой. Если почва является результатом взаимодействия в основном растительности и горных пород, то аэромассы опять же в основном являются результатом взаимодействия воздушных масс с растительностью. Разница заключается в том, что при формировании почв растительность в течение длительного времени взаимодействует с одной и той же горной породой, которая в связи со своей большой массой, намного превосходящей фитомассу, обладает большой инертностью, и для ее изменения необходимы сотни и тысячи лет. В случае аэромасс растительность или просто подстилающая поверхность контактирует с очень мобильным, быстро изменяющимся во времени компонентом — воздушными массами, имеющими небольшую массу и поэтому обладающие незначительной инертностью. Часто аэромассы, находящиеся в состоянии трансформации данным ПТК, еще не успели приобрести основные свои свойства, начинают вновь трансформироваться данным ПТК в результате вторжения иных воздушных масс, причем иногда в противоположном (по сравнению с предыдущими условиями) направлении.
При малых скоростях ветра происходит существенное изменение температуры воздуха и других свойств аэромасс до значительной высоты. При больших скоростях ветра через ПТК проходят большие объемы воздушных масс, и он как бы не успевает их «переработать» — трансформировать. Поэтому верхняя граница ПТК в этом случае расположена относительно низко и в отдельные состояния ПТК проходит на уровне верхушек растений. Эффективность трансформации воздушных масс природно-территориальным комплексом определяется не только количеством аэромассы, но и их качественными изменениями. Эти последние могут быть связаны с колебаниями газового состава (например, содержания СО2) и ряда метеорологических элементов: температуры воздуха, скорости ветра, а также плотности воздуха. Детальные исследования и последующие расчеты позволяют получить ряд интересных результатов, в частности:
1. Проклассифицировать ПТК и их состояния по силе трансформации воздушных масс.
2. Сравнить эти значения с геомассами и структурой ПТК и на их основе, а также по данным о состоянии воздушных масс получить представление о трансформации, а также определить конкретные температуры воздуха в разных ПТК и в разных состояниях.
Материалы по географии:
Агропромышленный комплекс России
Агропромышленный комплекс (АПК) объединяет все отрасли хоз-ва, принимающие участие в производстве сельскохозяйственной продукции и ее доведении до потребителя. Выделяются 3 звена в АПК: 1) Производство средств производства для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности; 2) Сельское хоз-в ...
Общая характеристика отрасли
Животноводство даёт около 65% всей продукции сельского хозяйства, и доля его постоянно повышается. В составе животноводства выделяется несколько отраслей. Это скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство, которые оказывают большое влияние на экономику АПК (агропромышленного комплекса). Ско ...
Транспорт
Транспортный комплекс Ставропольского края представляет собой структуру, включающую железнодорожный, воздушный и автомобильный транспорт. Здесь занято 6,6% работающего населения края, это около 39,0 тыс. человек. Ежегодно предприятиями транспорта общего пользования перевозится более 110,0 млн. пасс ...