Государственная политика по сохранению и развитию малых народов Севера

Статьи по географии » Проблемы развития народов Севера » Государственная политика по сохранению и развитию малых народов Севера

Страница 1

В последние десятилетия мировая общественность стала внимательно наблюдать за положением коренных народов, в том числе и малочисленных народов Севера Российской Федерации. Мировое сообщество в лице Организации объединенных наций признает наличие исторической несправедливости в отношении многих коренных народов, проявляющейся в их колонизации, лишении земель, территорий и ресурсов, «что препятствует осуществлению ими, в частности, своего права на развитие в соответствии с их потребностями и интересами» [15].

В конце 1980-х годов была осознана необходимость выделения специальных прав коренных народов и на международном уровне приняты важнейшие правовые документы. Наиболее значимые из них – Конвенция Международной организации труда №169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» (1989 г.) [16] и Декларация ООН о правах коренных народов (2007 г.), работа над которой длилась более 20 лет. С 2005 г. ООН провозгласила второе десятилетие коренных народов мира.

Не стоит забывать и о Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001 г.) и о «Конвенции по вопросам охраны нематериального культурного наследия» (2003 г.) – дополнение к принятой в 1972 г. «Конвенции ЮНЕСКО по вопросам охраны мирового культурного и природного наследия». Разработчики исходят из убеждения, что «все народы вносят вклад в многообразие и богатство цивилизаций и культур, которые составляют общее наследие человечества» [17].

Принятие этих и других нормативно-правовых актов существенно повысило статус коренных народов, возведя проблему их сохранения и развития в ранг задачи общемирового значения. В них подтвержден широкий спектр прав аборигенных народов, в том числе на ресурсы и территории исконного проживания, а также другие важные для них полномочия. По мнению В.А. Кряжкова, только через обладание и реализацию особых прав малых народов, политику протекционизма и обеспечение определенных преимуществ можно добиться их реального равенства с другими народами и тем самым обеспечить социальную справедливость [18].

Интересно, что Россия вместе с рядом других государств до сих пор не ратифицировала Конвенцию МОТ №169, которая вступила в силу в 1991 г. Несмотря на то, что отдельные положения Конвенции МОТ № 169 все же нашли отражение в законодательной практике России. Это серия специальных Федеральных законов конца 1990-х – начала 2000-х годов: «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», принятых на основе ст. 69 Конституции РФ. Активную роль в принятии важных законодательных актов играла и продолжает играть Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и ее лидеры, которые для решения насущных проблем могут выходить непосредственно на высший уровень государственной власти и обращаться к и влиятельным международным организациям.

К сожалению, принятия хороших законов еще не гарантирует их реализацию на практике. Существует яркий пример. Так федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» принят 10 лет назад, но до сих пор официально не утверждено ни одной такой территории. Анализ современной ситуации в России дает основание сделать следующий вывод: при повышении правового статуса жизнь народов Севера не улучшается, а существенно ухудшается практически во всех сферах.

Страницы: 1 2 3


Материалы по географии:

Природные условия Минска
Минск расположен на юго-восточном склоне Минской возвышенности, имеющей моренное происхождение. Она образовалась во время Сожского оледенения, последнего, достигшего этой территории. Средняя высота над уровнем моря 220 м, Наиболее возвышенная часть Минска расположена в районе улицы Лещинского, за д ...

Государства Средней Азии - Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Киргизия
экономическая география россия население потенциал Средняя Азия от Каспийского моря на зап. до границы с Китаем на вост. Большая часть СА занята Туранской низменностью. Узбекистан в центре СА. 447,4 т.кв.км. Нас. 18 млн.чел. 12 обл., 155 р-нов., 123 города. Столица - Ташкент. Больш. частью У. распо ...

Законодательство по энергетике
Энергетическое законодательство - это крупный интегрированный комплекс, один из элементов системы законодательства Российской Федерации, совокупность нормативных правовых актов различного уровня, регулирующих предпринимательские и иные отношения, возникающие в области организации и функционирования ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru