Проблемы малых городов

Страница 2

Малые города становятся все менее перспективными для размещения там новых производств, а низкая платежеспособность населения мешает развитию малого бизнеса. Доходы бюджетов не соответствуют первоочередным расходам.Эти города не способны существовать в условиях замкнутого, обособленного хозяйства. Но они весьма эффективно могут выполнять определенные функции в системе разделения труда, специализации и кооперации.

Сегодня малые города играют роль своеобразных столиц сельских районов и даже целых регионов. Они – своего рода средоточие жизни, «опорные точки» своих территорий, место расположения промышленных предприятий, транспортно-распределительные узлы, научные центры и, зачастую единственные очаги культуры и образования.

Преобладающая часть малых городов России является исторической основой российской государственности, национальной культуры и народных традиций. Но в новых экономических условиях малые города оказались практически беззащитными. Почти 60 процентов населения - больше, чем где бы то ни было по стране, - за чертой бедности. По данным экспертов, 10 процентов малых городов оказались на грани гибели, и высказываются мнения, что им надо дать достойно умереть.

Действительно, проблемы малых городов действительно огромны. В их судьбе отразились все основные экономические и социальные противоречия 90-х годов. В период с 1996 по 2001 год там закрылось 70% производств. Многие малые города стали заложниками одного-двух предприятий. Банкротство даже одного предприятия может поставить под угрозу жизнь целого города. Часть градообразующих предприятий все же сумела выжить и даже наращивает производство. Многих спасало активное вмешательство в экономику местной власти.

Развитие экономической базы

Главные трудности, с которыми сталкиваются малые российские города в настоящее время, связаны с трансформацией функциональной структуры городов. С изменением системы производственно-экономических связей, информационных и финансовых потоков городам приходится отыскивать новые ниши на рынке при весьма ограниченных ресурсах.

Спектр социальных ролей города с небольшим населением, как правило, очень узок. Город не может «разбрасываться» имеющимися ресурсами и по ходу своего развития вынужден сосредотачивать силы на одном направлении развития. Это дает ему возможность оставаться жизнеспособным. Однако узкоспециализированный характер развития экономики ставит город неравные стартовые условия по сравнению с большими городами, создавая серьезную проблему: узость экономической базы делает город заложником 1-2 градообразующих отраслей. В этом случае скорость и направление его развития определяются колебаниями отраслевой конъюнктуры. Чем меньше в городе экономических субъектов, тем меньше источников пополнения бюджета в случае кризиса и тем меньше альтернативных возможностей для получения доходов у горожан. Не случайно диверсификация экономической базы – это главный лозунг стратегического развития большинства малых городов.

Наиболее благополучными с точки зрения перспектив экономического развития оказались города, специализирующиеся на оказании услуг в области энергетики, транспорта и связи, туризма и так далее. Они имеют хорошие возможности для реализации модели устойчивого развития при росте разнообразия экономической структуры. Основными стимулами для их развития выступают качество инфраструктуры, близость к рынкам потребления и благоприятный инвестиционный климат.

Финансовые ресурсы

Создание местного самоуправления в России не сопровождалось реальным предоставлением городам финансовой автономии. Хотя органы местного самоуправления самостоятельно принимают бюджеты, их финансовая независимость иллюзорна. в большинстве регионов львиная доля расходов консолидированного бюджета возложена на местный уровень (28% консолидированного бюджета РФ, 53% субфедерального бюджета). Так как поступления от местных налоговых и неналоговых доходов покрывают лишь незначительную часть расходов городских бюджетов, возникающий вертикальный дисбаланс региональным властям приходится покрывать за счет дифференцированных нормативов отчислений от регулирующих налогов и безвозмездных перечислений из региональных бюджетов. Это ведет не только к финансовой, но и политической зависимости городов от региональных властей.

Страницы: 1 2 3


Материалы по географии:

Государства Прибалтики. Особенности развития и перспективы сотрудничества
Прибалтика включает в себя Литву, Латвию,Эстонию. Климат мягкий влажный. Площадь Литвы - 65,2 тыс. кв. км. Насел. ~3,5 млн. чел. 56 городов. Столица - Вильнюс. ~1/2 площади занимает Среднелитовская низменность. Высшая точка - гора Юозапине (292 м.). Самая большая река - Неман. 1/4 тер-ии Литвы зани ...

Саванны
Эвкалиптовые леса сменяют саванны - страна трав. Саванны располагаются в юго-западном углу материка и на севере, южнее эвкалиптовых лесов. В стране трав встречаются одиночные деревья с серо-зеленой листвой. К эвкалиптам примешиваются акации, ароматическое персиковое дерево, Казарины со своими безли ...

Лондон, Нью-Йорк и Токио – управляющие мировой финансовой системы
Концентрация участников и глобализация рынков финансовых услуг способствует интенсивному росту и консолидации мировых финансовых центров (МФЦ). В настоящее время в 25 городах мира сосредоточено более 4/5 всех титулов собственности (equities), находящихся в распоряжении институциональных управляющих ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru