Проблемы малых городов

Страница 2

Малые города становятся все менее перспективными для размещения там новых производств, а низкая платежеспособность населения мешает развитию малого бизнеса. Доходы бюджетов не соответствуют первоочередным расходам.Эти города не способны существовать в условиях замкнутого, обособленного хозяйства. Но они весьма эффективно могут выполнять определенные функции в системе разделения труда, специализации и кооперации.

Сегодня малые города играют роль своеобразных столиц сельских районов и даже целых регионов. Они – своего рода средоточие жизни, «опорные точки» своих территорий, место расположения промышленных предприятий, транспортно-распределительные узлы, научные центры и, зачастую единственные очаги культуры и образования.

Преобладающая часть малых городов России является исторической основой российской государственности, национальной культуры и народных традиций. Но в новых экономических условиях малые города оказались практически беззащитными. Почти 60 процентов населения - больше, чем где бы то ни было по стране, - за чертой бедности. По данным экспертов, 10 процентов малых городов оказались на грани гибели, и высказываются мнения, что им надо дать достойно умереть.

Действительно, проблемы малых городов действительно огромны. В их судьбе отразились все основные экономические и социальные противоречия 90-х годов. В период с 1996 по 2001 год там закрылось 70% производств. Многие малые города стали заложниками одного-двух предприятий. Банкротство даже одного предприятия может поставить под угрозу жизнь целого города. Часть градообразующих предприятий все же сумела выжить и даже наращивает производство. Многих спасало активное вмешательство в экономику местной власти.

Развитие экономической базы

Главные трудности, с которыми сталкиваются малые российские города в настоящее время, связаны с трансформацией функциональной структуры городов. С изменением системы производственно-экономических связей, информационных и финансовых потоков городам приходится отыскивать новые ниши на рынке при весьма ограниченных ресурсах.

Спектр социальных ролей города с небольшим населением, как правило, очень узок. Город не может «разбрасываться» имеющимися ресурсами и по ходу своего развития вынужден сосредотачивать силы на одном направлении развития. Это дает ему возможность оставаться жизнеспособным. Однако узкоспециализированный характер развития экономики ставит город неравные стартовые условия по сравнению с большими городами, создавая серьезную проблему: узость экономической базы делает город заложником 1-2 градообразующих отраслей. В этом случае скорость и направление его развития определяются колебаниями отраслевой конъюнктуры. Чем меньше в городе экономических субъектов, тем меньше источников пополнения бюджета в случае кризиса и тем меньше альтернативных возможностей для получения доходов у горожан. Не случайно диверсификация экономической базы – это главный лозунг стратегического развития большинства малых городов.

Наиболее благополучными с точки зрения перспектив экономического развития оказались города, специализирующиеся на оказании услуг в области энергетики, транспорта и связи, туризма и так далее. Они имеют хорошие возможности для реализации модели устойчивого развития при росте разнообразия экономической структуры. Основными стимулами для их развития выступают качество инфраструктуры, близость к рынкам потребления и благоприятный инвестиционный климат.

Финансовые ресурсы

Создание местного самоуправления в России не сопровождалось реальным предоставлением городам финансовой автономии. Хотя органы местного самоуправления самостоятельно принимают бюджеты, их финансовая независимость иллюзорна. в большинстве регионов львиная доля расходов консолидированного бюджета возложена на местный уровень (28% консолидированного бюджета РФ, 53% субфедерального бюджета). Так как поступления от местных налоговых и неналоговых доходов покрывают лишь незначительную часть расходов городских бюджетов, возникающий вертикальный дисбаланс региональным властям приходится покрывать за счет дифференцированных нормативов отчислений от регулирующих налогов и безвозмездных перечислений из региональных бюджетов. Это ведет не только к финансовой, но и политической зависимости городов от региональных властей.

Страницы: 1 2 3


Материалы по географии:

Экономическая оценка природных условий и ресурсов
Западная Сибирь богата полезными ископаемыми – нефтью, газом, углем, рудами. Площадь перспективных нефтегазоносных территорий оценена более чем в 1,7 млн км2 . основные месторождения приурочены к Среднему Приобью (Самотлорское, Мегионское и другие в районе Нижневартовска; Усть-Балыкское, Федоровско ...

Таможня
Контроль за ввозом импортируемых товаров осуществляется таможенными органами. Таможенная очистка товаров обычно проводится транспортными или морскими агентами. Агент должен быть резидентом Дании и нести ответственность за уплату сборов и пошлин на товар, если импортер уклоняется от их уплаты. Пошли ...

Экономический потенциал края
Хабаровский край является одной из наиболее развитых в экономическом отношении территорий российского Дальнего Востока. По объему валового регионального продукта край занимает 3 место в Дальневосточном федеральном округе. Душевой ВРП края составляет порядка 80% от среднероссийского уровня, по этому ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru