Обобщенные проблемы малых городов России

Статьи по географии » Роль малых городов в экономике России » Обобщенные проблемы малых городов России

Страница 1

Практически для всех малых городов характерны следующие общие социально-экономические проблемы:

n недостаточная социальная ориентация экономической базы преобладающей части городов;

n низкий технический уровень основной массы производственных объектов;

n слабое использование местных ресурсов и возможностей (более 30% малых городов располагают значительными рекреационными ресурсами, а используют их лишь 2%);

n утрата традиционных производственно-трудовых навыков населения, исчезновение самобытных производств, основанных на широком вовлечении своих минерально-сырьевых, лесных, сельскохозяйственных и других ресурсов;

n рост числа лиц, нуждающихся в трудоустройстве: молодежи, лиц предпенсионного возраста, кадров, освобождаемые в связи с сокращением объемов производства; закрытием предприятий, связанных с добычей и первичной переработкой топливных, минерально-сырьевых ресурсов;

n диспропорции в развитии производственной и непроизводственной сфер, отставание в развитии жилищно-коммунального хозяйства, невысокое качество городской среды.

В крайне острую проблему превращаются вопросы использования городских территорий, а также земель, прилегающих к городам. Это требует скорейшего принятия мер по регулированию земельных отношений, регламентации землепользования с учетом интересов перспективного развития городов.

Некоторые из этих проблем имманентно присущи малым городам и являются их специфическими чертами. Например, для малых городов характерна “усеченность” образовательного комплекса, отсутствие, за редким исключением, ВУЗов, что приводит к почти безвозвратному оттоку наиболее талантливой молодежи в более крупные города. Отличительной чертой среды малых городов является также ограниченный набор мест приложения труда и незначительное их профессиональное разнообразие. Поэтому значительная часть населения малых городов, при возможности трудоустраивается в близлежащих более крупных городах. Острой проблемой в условиях России является транспортно-коммуникационная отдаленность значительной части малых городов от основных центров социально-экономической активности. 75% малых городов расположены на расстоянии свыше 80 км от областных центров, в том числе 10% - свыше 500 км; более 20% городов удалены от железных дорог, а около 10% не имеют постоянных выходов на автодороги с твердым покрытием; менее 40% городов имеют обеспеченность телефонами, близкую к нормативной; в зоне неуверенного приема телевидения до сих пор находится 5% городов.

Для малых городов характерен относительно низкий уровень развития городской среды. Состояние жилищно-коммунального хозяйства и инженерного оборудования, как правило, не соответствует санитарно-гигиеническим нормам проживания. Обеспеченность всеми видами благоустройства в малых городах не превышает обычно 60%, а твердое покрытие имеют лишь половина улиц и дорог.

Малые города значительно отстают от городов других категорий по уровню развития сферы обслуживания и разнообразию набора предлагаемых населению услуг.

В значительной части малых городов сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся существенной деформацией половозрастной структуры населения.

За редким исключением среда исторических городов находится в тяжелом состоянии, ценное историко-культурное наследие разрушается, многие памятники зодчества уже потеряны, а города лишаются своего индивидуального архитектурного облика и своеобразия. По сравнению с большими и средними городами малые города, особенно расположенные в "глубинке", как правило, менее готовы к внедрению инноваций, их население отличается особым укладом жизни, устойчивыми, достаточно консервативными психологическими установками. Вместе с тем более тесная связь жителей таких городов с сельской местностью, высокая доля лиц, имеющих подсобное хозяйство, позволяет легче решить проблему физического выживания в условиях кризиса. В то же время малые города, расположенные в составе крупных городских агломераций, города-научные центры, транспортные узлы имеют более благоприятные условия для развития и трансформации.

Страницы: 1 2


Материалы по географии:

Обычаи и традиции Перу
Темный костюм обязателен на всех деловых встречах, обувь должна быть чистой. О времени переговоров стоит договориться заранее. Несмотря на то, что местные бизнесмены постоянно опаздывают, приходите на встречу вовремя. Для установления отношений хорошую службу окажут визитные карточки на английском ...

Основные показатели водопользования в структуре хозяйства области
Водопотребление и водоотведение отдельных отраслей хозяйства Сведения о водопотреблении и водоотведении по основным отраслям хозяйства Курской области приведены в таблице. Таблица 8 Водопотребление и водоотведение основных отраслей промышленности Курской области (2001 год) Наименование отрасли наро ...

Этнический состав
Национальный состав населения Свердловской области в известной степени отражает многонациональность России. На территории нашей области проживает около 90 национальностей. Основная часть населения – русские (88,7 % ). Здесь живут также татары (3,9 %), украинцы (1,8%), башкиры (0,9%), немцы (0,7%), ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru