Обобщенные проблемы малых городов России

Статьи по географии » Роль малых городов в экономике России » Обобщенные проблемы малых городов России

Страница 1

Практически для всех малых городов характерны следующие общие социально-экономические проблемы:

n недостаточная социальная ориентация экономической базы преобладающей части городов;

n низкий технический уровень основной массы производственных объектов;

n слабое использование местных ресурсов и возможностей (более 30% малых городов располагают значительными рекреационными ресурсами, а используют их лишь 2%);

n утрата традиционных производственно-трудовых навыков населения, исчезновение самобытных производств, основанных на широком вовлечении своих минерально-сырьевых, лесных, сельскохозяйственных и других ресурсов;

n рост числа лиц, нуждающихся в трудоустройстве: молодежи, лиц предпенсионного возраста, кадров, освобождаемые в связи с сокращением объемов производства; закрытием предприятий, связанных с добычей и первичной переработкой топливных, минерально-сырьевых ресурсов;

n диспропорции в развитии производственной и непроизводственной сфер, отставание в развитии жилищно-коммунального хозяйства, невысокое качество городской среды.

В крайне острую проблему превращаются вопросы использования городских территорий, а также земель, прилегающих к городам. Это требует скорейшего принятия мер по регулированию земельных отношений, регламентации землепользования с учетом интересов перспективного развития городов.

Некоторые из этих проблем имманентно присущи малым городам и являются их специфическими чертами. Например, для малых городов характерна “усеченность” образовательного комплекса, отсутствие, за редким исключением, ВУЗов, что приводит к почти безвозвратному оттоку наиболее талантливой молодежи в более крупные города. Отличительной чертой среды малых городов является также ограниченный набор мест приложения труда и незначительное их профессиональное разнообразие. Поэтому значительная часть населения малых городов, при возможности трудоустраивается в близлежащих более крупных городах. Острой проблемой в условиях России является транспортно-коммуникационная отдаленность значительной части малых городов от основных центров социально-экономической активности. 75% малых городов расположены на расстоянии свыше 80 км от областных центров, в том числе 10% - свыше 500 км; более 20% городов удалены от железных дорог, а около 10% не имеют постоянных выходов на автодороги с твердым покрытием; менее 40% городов имеют обеспеченность телефонами, близкую к нормативной; в зоне неуверенного приема телевидения до сих пор находится 5% городов.

Для малых городов характерен относительно низкий уровень развития городской среды. Состояние жилищно-коммунального хозяйства и инженерного оборудования, как правило, не соответствует санитарно-гигиеническим нормам проживания. Обеспеченность всеми видами благоустройства в малых городах не превышает обычно 60%, а твердое покрытие имеют лишь половина улиц и дорог.

Малые города значительно отстают от городов других категорий по уровню развития сферы обслуживания и разнообразию набора предлагаемых населению услуг.

В значительной части малых городов сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся существенной деформацией половозрастной структуры населения.

За редким исключением среда исторических городов находится в тяжелом состоянии, ценное историко-культурное наследие разрушается, многие памятники зодчества уже потеряны, а города лишаются своего индивидуального архитектурного облика и своеобразия. По сравнению с большими и средними городами малые города, особенно расположенные в "глубинке", как правило, менее готовы к внедрению инноваций, их население отличается особым укладом жизни, устойчивыми, достаточно консервативными психологическими установками. Вместе с тем более тесная связь жителей таких городов с сельской местностью, высокая доля лиц, имеющих подсобное хозяйство, позволяет легче решить проблему физического выживания в условиях кризиса. В то же время малые города, расположенные в составе крупных городских агломераций, города-научные центры, транспортные узлы имеют более благоприятные условия для развития и трансформации.

Страницы: 1 2


Материалы по географии:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru