Обобщенные проблемы малых городов России

Статьи по географии » Роль малых городов в экономике России » Обобщенные проблемы малых городов России

Страница 2

В последние годы появилось много новых негативных моментов, ухудшающих и без того нелегкую социально-экономическую ситуацию в малых городах.

Прежде всего, это постоянный и скачкообразный рост стоимости энергоносителей, что приводит к разрыву жизненно важных для многих малых городов транспортных связей с крупными центрами. Особенно это ощутимо для городов, в которых расположены филиалы предприятий и объединений с головными производствами в крупных городах, зачастую, других регионов.

Второй фактор, препятствующий развитию малых городов, - это концентрация капитала, инвестиций, в том числе иностранных, преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Степень этой концентрации настолько высока, что по мнению региональных бизнесменов и властей, это препятствует развитию даже региональных центров, не говоря уже о малых городах.

Третьим неблагоприятным фактором развития для малых городов запада Европейской части России, Поволжья, юга Урала и Западной Сибири стало их новое приграничное положение. Десятки малых городов неожиданно очутились на периферии, в новых "медвежьих углах" страны.

Традиционализм и новации

И все же коренная причина плачевного состояния малых городов, - это порочность остающихся основополагающими принципов государственного строительства. Пока российское государство, будет построено на недемократических принципах, "сверху вниз", никогда местного самоуправления в стране не будет и проблемы малых городов так до конца и не будут решены.

Провозглашенное в Конституции РФ местное самоуправление, только декларировано, но не имеет необходимой базы для саморазвития. Действующая практика исходит во многом из устаревших принципов организации власти на местах, сохраняет многие основные черты и недостатки многоуровневой административно-командной структуры управления, существенно ограничивает полномочия местных представительных и исполнительных органов, неудовлетворительно решает вопросы распределения компетенции между городским уровней, уровнями управления субъектов федерации и федеральным уровнем, препятствует самостоятельности городских органов власти в формировании местного бюджета и превращении его в основу финансовых ресурсов города, в закреплении за городом муниципальной собственности, в активном влиянии на процесс приватизации. Негативное влияние на социально-экономическое развитие оказывает сохранение за преобладающей группой небольших городов статуса "города районного подчинения".

Подлинно демократическое государство и открытое гражданское общество может быть построено только от интересов человека, его профессиональных, конфессиональных, культурных и иных объединений по интересам, и в первую очередь, от территориальных общин - первичных ячеек местного самоуправления. Поэтому в процессе трансформации экономики и общественной жизни малые города должны сыграть особую роль “модельную” роль в организации социума, его взаимодействия с бизнесом и властью.

По-новому видятся функции малых городов и в системе народного хозяйства страны и своего региона. Власти каждого малого города, помимо решения текущих задач, должны иметь представление и о том, что же должен представлять их город в новой социально-экономической ситуации, каковы его новые функции, в чем будет его привлекательность, которая поможет привлечь сюда деньги и создать устойчивую финансовую и экономическую базу[10].

Страницы: 1 2 


Материалы по географии:

Анализ хозяйственного комплекса КНР
Роль Китая в мировой экономике. Ещё в середине ХХ в. Китай был довольно отсталой, преимущественно аграрной страной; нередко его называли «больным человеком Азии». С тех пор прошло всего несколько десятилетий, но за этот сравнительно короткий для истории страны промежуток времени роль Китая в мирово ...

Архитектурно-планировочная организация экомузея
Площадь экомузея «Тазгол» составляет 5 га. На его территории выделено три музейно-экспозиционных участка: Первый участок включает в себя: 1. Реконструкцию погребения кыргызского воина обрядом кремации на могильнике «Кайчак» и жертвенника «тайелга». 2. Реконструкцию орехо-промыслового стана 3. Рекон ...

Рациональный путь освоения грузопотока
морской грузопоток природный газ Расстояние между портами Сидней и Лос-Анджелес 6736 морских миль. Рациональным путем для освоения грузопотока газа между портами Австралии и США будет путь Сидней – Лос-Анджелес, который проходит через Тихий океан. Участки мирового океана этого пути: Тихий океан — с ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru