Общество и культура Афганистана

Статьи по географии » Общая характеристика Афганистана » Общество и культура Афганистана

Страница 1

Социальная структура. До 1973 члены королевского клана (пуштуны племени дуррани) традиционно занимали верхнюю ступень социальной иерархической лестницы. Главную линию образовали, прежде всего, потомки Доста Мухаммеда и его единокровного брата и соперника Султана Мухаммеда, господствовавших на политической арене с 1826. Следующий по значению слой составляли высокопоставленные чиновники, религиозные лидеры, вожди влиятельных племен, офицеры высших чинов, богатые купцы. За этой аморфной группой следовали молодые администраторы, получившие образование за границей и благодаря знаниям и личным заслугам занявшие места в кабинете министров. Ниже стояли лавочники, врачи, мелкие торговцы, деревенские священнослужители (муллы), провинциальные чиновники и другие должностные лица на местах. В самом низу иерархии находились рядовые крестьяне и кочевники-скотоводы.

В 1980-1990-е годы, в условиях затяжной гражданской войны, общественное положение отдельных лиц и групп стало прямо или косвенно зависеть от их отношений с вооруженными отрядами. Солдаты, чиновники, племенные вожди, муллы - все те, кто поддержал Апрельскую революцию 1978, получили доступ к советскому оружию и деньгам. Их противники, выступавшие против переворота, могли рассчитывать (независимо от того, остались ли они в самом Афганистане или укрылись в лагерях беженцев в Пакистане) на военную и финансовую помощь США и Саудовской Аравии, поступавшую к различным повстанческим формированиям. С падением правительства Наджибуллы в 1992 началась новая гражданская война между победителями, и общество раскололось вновь, но уже по другим линиям. Левые радикалы исчезли с политической арены, борьбу за власть повели мусульманские группировки.

Роль религии. Ислам остается мощной силой в Афганистане, где почти все население придерживается мусульманской веры. Примерно 84% жителей - сунниты ханифитского толка. Однако среди хазарейцев много шиитов, имеется также община исмаилитов. На территории страны действует ряд крупных суфийских орденов - Чиштийя, Накшбандийя и Кадырийя.

Положение женщин. По сложившейся традиции афганские женщины не имеют права участвовать в общественной жизни. Попытки изменить ситуацию «сверху», предпринимавшиеся перед Второй мировой войной, встретили сопротивление общества. В 1959 правительство призвало к добровольному отказу от ношения чадры в городах. Энергичные усилия марксистского руководства следовать путем эмансипации стали одной из причин массовых волнений консервативно настроенного населения.

В районах, где талибы одержали верх, установлен жесткий контроль за исполнением женщинами традиционных норм поведения. В Афганистане закрылись школы для девочек, женщинам запрещается работать вне дома. Девушки могут обучаться только в одном Балхском университете в Мазари-Шарифе.

Социальная сфера. После Второй мировой войны заметные позитивные сдвиги произошли в медицинском обслуживании населения. Во многих городах были построены больницы и клиники, и упор был перенесен с профилактической медицины (кампаний по борьбе с малярией, оспой и тифом) на лечебную. Однако система здравоохранения рухнула из-за боевых действий, и современный Афганистан имеет один из самых высоких в мире показателей младенческой смертности (15,6 на 1000 новорожденных), крайне низкой остается средняя ожидаемая продолжительность жизни (45 лет).

Жилище. Население Афганистана живет преимущественно большими семьями в деревнях. Преобладают прямоугольные в плане дома с плоскими или куполообразными крышами, построенные из сырцового или обожженного кирпича и обмазанные глиной. Усадьба обносится стеной из сырцового кирпича. В горах возводят также строения из камня, а в крупных городах появились здания современного типа. Кочевники возят с собой шатры из шерстяной ткани, имеющие четырехугольную форму.

Пища. К традиционным блюдам относятся плов с мясом или овощами, жареное мясо (кебаб), мучные изделия (ашак, или манты) и выпекаемые в традиционных печах-тандурах пресные лепешки. Значительную долю в пищевом рационе составляют овощи - томаты, картофель, горох, морковь и огурцы. Большая часть населения не может себе позволить регулярное потребление мяса. Зеленый или черный чай, кисломолочные продукты, свежие и сушеные фрукты и орехи также входят в повседневный рацион.

Одежда. Главные элементы костюма почти всех этнических общин Афганистана - длинная, до колен и ниже, рубаха и плотно подпоясанные кушаком широкие штаны (камис). Поверх мужчины надевают безрукавку с четырьмя карманами и застежкой и халат. Характер головного убора, например чалмы, тюбетейки или войлочного колпака, нередко отражает принадлежность мужчин к определенной национальной группе и географическому району. Многие отпускают бороду, особенно с тех пор, как талибы запретили бриться.

Страницы: 1 2


Материалы по географии:

Краткая характеристика региона
Алтайский край расположен на юго-востоке Западной Сибири и граничит с Hовосибирской, Кемеровской областями, Казахстаном и Республикой Алтай. Его территория составляет 168.0 тыс.кв.км. В крае преобладает два типа геоморфологических ландшафтов: на востоке горный, на западе - степной, значительные пло ...

Вооружённые силы
Польша имеет сухопутную армию, военно-морской флот, военную авиацию и воздушно-десантные войска. Последние российские части покинули страну в 1992. Военная служба в Польше является всеобщей и обязательной для мужчин в возрасте от 19 до 50 лет; срок службы в армии – 12 месяцев. В 1997 в вооруженных ...

Соотношение понятий Регион, Пространство и Территория
Геополитики и географы используют термины – «пространство и территория» наполняя их одним смыслом. Так, в «Географическом энциклопедическом словаре» (1988) понятие географического пространства определяется путем переноса термина «пространство» из философии в географию по аналогии, но с учетом особе ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru