Социально- географическое положение
Численность населения Южного ФО по состоянию на 1 января 2011 года составила 13854 тыс.человек, в том числе в Астраханской области 1010 тыс.человек (7,29% населения Южного ФО). По плотности населения (22,7 чел/км кв) Астраханская область 41 регион в РФ (без Москвы и С-Петербурга). В дельте Волги плотность населения намного выше. Большинство населения области составляют русские. Второй по численности народ — казахи. Астраханская область является историческим местом проживания казахов, это самая крупная казахская община по субъектам федерации. Астраханская область является историческим местом проживания также и татар.
Транспортно- географическое положение
Протяженность железных дорог- 567 км, есть выходы (через Баскунчак) на Среднее Поволжье (Волгоград и Саратов), Кавказ (через Кизляр), Южный Урал (по территории Казахстана). Приволжская ж/д обеспечивает пропуск мощного грузопотока к портам Азово- Черноморского бассейна, включает в себя часть международного транспортного коридора "Север- Юг". Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием- 4031км. Автомагистрали проложены примерно в тех же направлениях, что и железные дороги. Главная автомобильная магистраль М6 (Москва- Тамбов- Волгоград- Астрахань). Протяженность речных путей 1443км. Волга дает выход из Каспийского моря к Азово- Черноморскому и Балтийскому бассейнам. Главные судоходные реки: Волга, Бахтемир, Бузан, Болда, Ахтуба, Кизань, Царев. В г. Астрахань и в пос. Оля функционируют морские порты. Между портами Оля и Гилян (Иран) существует регулярное морское паромное сообщение. Развит трубопроводный транспорт (на Сев. Кавказ). Аэропорт в г. Астрахань обслуживает внутренние и международные авиалинии.
Промышленно географическое положение
Отрасль топливной промышленности является главной отраслью специализации Астраханской области, так как здесь находится Астраханское газоконденсатное месторождение, крупнейшее в европейской части России. На базе этого газоконденсатного месторождения работает Астраханский газовый комплекс, включающий газопромыслы и газоперерабатывающий завод. Комплекс специализирован на выпуске технической газовой серы, автомобильного бензина, дизельного и котельного топлива, пропанобутановой фракции. В области развито машиностроение (судостроение, производство кузнечнопрессового оборудования, компрессоров и др.), так как г. Астрахань — крупнейший центр судостроения и судоремонта. В Ахтубинском районе расположено крупное предприятие по производству поваренной самосадочной соли- ОАО "Бассоль".
Геополитическое положение
Астраханская область является приграничным регионом. Общая протяженность сухопутных границ составляет 1810,2км, в том числе протяженность морской береговой линии- 298км. Астраханская область граничит по суше с Республикой Казахстан, Волгоградской областью и Республикой Калмыкия; по морю- с республиками Азербайджан, Туркменистан и Исламской республикой Иран. Астраханская область входит в состав Южного федерального округа, включающего в себя Волгоградскую и Ростовскую области, Краснодарский край, республики Калмыкия и Адыгея. По суше ЮФО граничит с Центральным ФО, Приволжским ФО, Северокавказским ФО, а также с Казахстаном, Абхазией и Украиной. На западе побережье округа омывают Черное и Азовское моря, а на востоке- Каспийское море.
Таким образом, можно сделать вывод, что Астраханская область занимает очень выгодное экономико-географическое положение в стране. Астраханская область- это геополитический и геокультурнозначимый регион, крупный транспортно- транзитный узел, территория, имеющая значительные запасы природных ресурсов. Перспективами дальнейшего развития Астраханской области являются: - повышение устойчивости экономики, за счет создания условий для появления в ее структуре новых значимых отраслей; - технологическая и корпоративная модернизация экономики, обеспечивающая конкурентоспособность региональных отраслей на внешних рынках; - обеспечение воспроизводства природных ресурсов Волго- Каспийского бассейна.
Материалы по географии:
Рельеф альпийских гор
После альпийской складчатости Альпы были сильно снижены и разрушены; к миоцену они приобрели характер средневысотных гор. Современные высота и характер рельефа связаны главным образом с очень активными дифференцированными вертикальными движениями в миоценовое и неоген-антропогеновое время, амплитуд ...
Экономика «мыльного пузыря» и застой 1990 гг.
В 1970-е годы начался новый этап в развитии японской экономики. Начавшийся с середины 1960-х годов рост реальной заработной платы отрицательно повлиял на конкурентоспособность трудоемких отраслей. До 70-х годов Япония была практически единственной среди промышленно развитых государств страной с деш ...
Историческое развитие территории
В начале XVI века Иван Грозный присоединил степи Нижнего Поволжья в состав Астраханского и Казанского ханств к Русскому государству. Для обороны юго-восточных границ Русского государства стали основываться города-крепости. Одним из таких городов стал Царицын. Первоначально Царицынская крепость была ...