Транспортная система Астраханской области включает все виды современного транспорта- железные дороги, морские пути сообщения и порты, внутренние судоходные пути и порты, автомобильные дороги, воздушные трассы и аэропорты, нефте- и газопроводы. Отличительной особенностью транспортной системы области является высокий уровень развития каждого составляющего ее вида транспорта.
Морской транспорт обеспечивает, прежде всего. Внешнеторговые связи страны и транзитные перевозки грузов. В последние годы резко увеличилась мощность порта Каспийского побережья- Астрахани. Построен новый порт Оля, к которому создан железнодорожный подход. Эта инфраструктура является частью транспортного коридора "Север- Юг".
Внутренний водный транспорт играет весьма существенную роль в обслуживании населения и экономики области. Главными судоходными реками являются Волга, Бахтемир, Бузан, Болда, Ахтуба и Кизань.
Автомобильный транспорт обеспечивает, прежде всего, внутрирегиональные перевозки грузов, однако, в последние годы он принимает все больше участия в реализации межрегиональных и транзитных перевозок. Главные автомагистрали- М6 (Москва- Тамбов- Волгоград- Астрахань), Астрахань – Москва, Астрахань – Элиста, Астрахань – Махачкала и Астрахань – Красный Яр – Атырау.
Воздушный транспорт имеет важное значение в обеспечении перевозок пассажиров и грузов. Аэропорт, допускающий прием дальних магистральных воздушных судов находится в Астрахани.
Газопровод: Астрахань- Моздок- Ставрополь- Ростов- Острогожск- Москва.
Нефтепровод: КТК-Р. Новороссийск- Комсомольск-на-Амуре- Астрахань- Тенгиз.
Астраханская область является районом тяготения Приволжской железной дороги, образованной в 1871 году. Астраханская часть Приволжской железной дороги является важным звеном единой системы России, осуществляющей местные и транзитные, грузовые и пассажирские перевозки в различных направлениях. Приволжская железная дорога является связующим звеном при осуществлении транспортировки грузов с Дальнего Востока, Сибири, Урала в центральные регионы России и европейские страны СНГ (Украина, Молдавия, Белоруссия, прибалтийские страны), а также соединяет Европейскую часть России с ж. д. Казахстана, Средней Азии и Кавказа. Одной из основных узловых станций является Астрахань.
Таблица 14
Ввозимые и вывозимые грузы в Астраханскую область, тыс. т.
Уголь и кокс |
Лес |
Мин.-строит. материалы |
Нефть |
Руда |
Удобрения |
хлеб |
Черные металлы |
все | |
Ввоз |
129 |
451 |
3712 |
917 |
600 |
19 |
266 |
3326 |
11920 |
вывоз |
418 |
4 |
1623 |
8670 |
7 |
370 |
1637 |
387 |
20036 |
По данной таблице видно, что Астраханская область вывозит большое количество хлеба и нефти, а ввозит, в основном, черные металлы.
Более века Астраханский участок Приволжской железной дороги обеспечивает солью свыше 10 тысяч потребителей из различных регионов России и стран ближнего зарубежья.
Баскунчакская "солевозная" железная дорога транспортирует большой поток составов, груженых солью.
Таблица 15
Характеристика транспортных путей Астраханской области
Регион |
Железные дороги, тыс. км |
Речные пути, тыс. км |
Автомо-бильные дороги, тыс. км |
Площадь территории региона, тыс. км |
Густота ж/д путей, км/10000 кв. км |
Густота речных путей, км/1000 кв. км |
Густота автодорог, км/1000 кв. км |
Астраханская область |
2,223 |
1,443 |
3,159 |
44,1 |
50,4 |
32,7 |
71,6 |
Южный ФО |
8,586 |
4,518 |
82,626 |
416,840 |
20,6 |
10,8 |
198,2 |
Материалы по географии:
Смертность и продолжительность жизни
демография смертность миграционный рождаемость Число умерших (тысяч человек): 2002 год — 2 332 2003 год — 2 366 2004 год — 2 295 2005 год — 2 304 2006 год — 2 166 первое полугодие 2007 - 1060,2 Коэффициент смертности (на 1000 человек): 1950 год - 10,1 1960 год - 7,4 1970 год - 8,7 1980 год - 11,0 1 ...
Перспективы развития природно-ресурсного и людского потенциала для
оптимальной структуры экономики России
Размещение, условия добычи и характер использования природных ресурсов влияют на содержание и темпы регионального развития. В условиях развития рыночной экономики, которая предполагает существование различных видов собственности, в том числе и частной, на природные ресурсы, распределение ресурсов м ...
Административно-территориальное устройство и политический режим – основные
индикаторы внешнеполитической нестабильности
Проводя сравнительный анализ большинства государств находящихся в состоянии войн, внешнеполитической и геополитической нестабильности можем прийти к выводу, что в большинстве случаев внутриполитический режим и административно-территориальное устройство этих стран строится на принципах сильного цент ...