Состав и значение машиностроительного комплекса в экономике России и Сибири. Связь с другими межотраслевыми комплексами. Машиностроение как доминанта инновационных процессов

Статьи по географии » Современное состояние машиностроения Сибири » Состав и значение машиностроительного комплекса в экономике России и Сибири. Связь с другими межотраслевыми комплексами. Машиностроение как доминанта инновационных процессов

Страница 2

Рис. 1.- Макроэкономические функции машиностроения.

Источник: Амосенок Э.П., Бажанов В.А., Веселая Л.С., Соколов А.В. Машиностроение как доминанта в инновационных процессах/Под ред. Г.М. Мкртчяна, В.А. Бажанова. – Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2008.- С. 19.

2.Функция инновационно-технологического обновления производства связана с качественными изменениями в воспроизводственном процессе. Именно реализация данной функции позволяет обеспечить внедрение новых научно-технических разработок и, в конечном итоге, обеспечить конкурентоспособность национальной экономики. Достижения науки и техники, материализуясь в машинах и оборудовании через формирование производственно-технологических систем, приводят к замене существующих макротехнологий.

3.Третья функция машиностроения связана с участием его в удовлетворении конечного спроса населения на товары и услуги, прежде всего на технически сложные товары потребительского назначения. До начала 1990-х гг. в России самостоятельное значение этой функции было принижено. Начиная с 1992 г. на внутренний рынок страны стали проникать все крупные мировые производители бытовой техники, автомобилей, поэтому российским предприятиям приходится выдерживать жесткую конкуренцию.

4.Четвертая функция машиностроения – создание материально-технической базы для обеспечения обороноспособности страны через поставку значительной части вооружения и военной техники. Реализацию этой функции осуществляет машиностроение, входящее в оборонно-промышленный комплекс.

5. В практике развитых стран можно выделить и еще одну функцию машиностроения, значение которой для России, и в частности Сибири, в 2000-х гг. было незначительным, но при определенных условиях в перспективе ее значимость может повыситься - это участие машиностроения в международном географическом разделении труда.

Рис.-2. Схема производственных связей машиностроения с другими МОК

Выполнен автором.

Роль и значение машиностроения в развитии страны и региона велико. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны или отдельного региона (материалоемкость, энергоемкость и т. д.), производительность труда в других отраслях народного хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства. Социальная значимость машиностроения в России определяется тем, что комплекс объединяет около 7,5 тысячи крупных и средних предприятий и организаций, а также около 30 тысяч мелких, то есть около 40% от числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе в промышленности. Количество занятых работников в машиностроении - около 4 млн. человек, что составляет более трети всех работающих в промышленности.[5] Таким образом, степень подготовленности и уровень квалификации работников машиностроения во многом определяет кадровый потенциал промышленности России.

По состоянию конца 2000-х гг. экономику Сибири и России нельзя рассматривать как инновационную – в ней присутствуют лишь отдельные элементы данной экономики. В России, и в Сибири в частности, с советских времен существует задел научно-исследовательского (фундаментального и прикладного) и опытно-конструкторского потенциала, еще способного создавать конкурентную на мировом рынке продукцию.

В технико-технологических инновациях как составляющая часть научно-исследовательской системы, главенствующую роль должно играть машиностроение, как отрасль, осуществляющая аппаратное оформление или обустройство таких инноваций. Любое производство наукоемкой или высокотехнологической продукции пока невозможно без применения специально создаваемых или имеющихся в арсенале аппаратов- машин и оборудования. Так материально-технический фундамент, на котором строится или уже построены научно-исследовательские системы в развитых странах, включает систему скоростного транспорта с соответствующей дорожной сетью и инфраструктурой, разветвленную систему связи, высокое механическое оснащение сельского хозяйства, точное машиностроение и приборостроение. Поэтому машиностроение как доминанта инновационного развития останется в этой роли еще долгое время.

Страницы: 1 2 3


Материалы по географии:

Роль отраслей топливно-энергетического комплекса
Топливная промышленность. Минеральное топливо - основной источник энергии в современном хозяйстве и важнейшее промышленное сырье. Переработка минерального топлива - база формирования промышленных комплексов, в том числе нефтехимических, газохимических, углехимических. Районообразующая роль топливны ...

Торговля и общественное питание
В сфере торговли и общественного питания Ставропольского края в последние годы происходят отрадные перемены. Сотни магазинов, десятки супермаркетов и торгово-сервисных комплексов, современные кафе и рестораны края отвечают самым высоким требованиям и полностью удовлетворяют запросам всех его жителе ...

Характеристика почв региона
Лесное Заволжье (Предкамье) Основными почвами лесного Заволжья являются лесные почвы, дерново-подзолистые, они сформировались преимущественно под широколиственными лесами (дубом, липой, кленом, вязом). Серые лесные почвы в почвенном фонде лесного Заволжья занимают 64% площади, а дерново-подзолистые ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru