Состав и значение машиностроительного комплекса в экономике России и Сибири. Связь с другими межотраслевыми комплексами. Машиностроение как доминанта инновационных процессов

Статьи по географии » Современное состояние машиностроения Сибири » Состав и значение машиностроительного комплекса в экономике России и Сибири. Связь с другими межотраслевыми комплексами. Машиностроение как доминанта инновационных процессов

Страница 2

Рис. 1.- Макроэкономические функции машиностроения.

Источник: Амосенок Э.П., Бажанов В.А., Веселая Л.С., Соколов А.В. Машиностроение как доминанта в инновационных процессах/Под ред. Г.М. Мкртчяна, В.А. Бажанова. – Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2008.- С. 19.

2.Функция инновационно-технологического обновления производства связана с качественными изменениями в воспроизводственном процессе. Именно реализация данной функции позволяет обеспечить внедрение новых научно-технических разработок и, в конечном итоге, обеспечить конкурентоспособность национальной экономики. Достижения науки и техники, материализуясь в машинах и оборудовании через формирование производственно-технологических систем, приводят к замене существующих макротехнологий.

3.Третья функция машиностроения связана с участием его в удовлетворении конечного спроса населения на товары и услуги, прежде всего на технически сложные товары потребительского назначения. До начала 1990-х гг. в России самостоятельное значение этой функции было принижено. Начиная с 1992 г. на внутренний рынок страны стали проникать все крупные мировые производители бытовой техники, автомобилей, поэтому российским предприятиям приходится выдерживать жесткую конкуренцию.

4.Четвертая функция машиностроения – создание материально-технической базы для обеспечения обороноспособности страны через поставку значительной части вооружения и военной техники. Реализацию этой функции осуществляет машиностроение, входящее в оборонно-промышленный комплекс.

5. В практике развитых стран можно выделить и еще одну функцию машиностроения, значение которой для России, и в частности Сибири, в 2000-х гг. было незначительным, но при определенных условиях в перспективе ее значимость может повыситься - это участие машиностроения в международном географическом разделении труда.

Рис.-2. Схема производственных связей машиностроения с другими МОК

Выполнен автором.

Роль и значение машиностроения в развитии страны и региона велико. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны или отдельного региона (материалоемкость, энергоемкость и т. д.), производительность труда в других отраслях народного хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства. Социальная значимость машиностроения в России определяется тем, что комплекс объединяет около 7,5 тысячи крупных и средних предприятий и организаций, а также около 30 тысяч мелких, то есть около 40% от числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе в промышленности. Количество занятых работников в машиностроении - около 4 млн. человек, что составляет более трети всех работающих в промышленности.[5] Таким образом, степень подготовленности и уровень квалификации работников машиностроения во многом определяет кадровый потенциал промышленности России.

По состоянию конца 2000-х гг. экономику Сибири и России нельзя рассматривать как инновационную – в ней присутствуют лишь отдельные элементы данной экономики. В России, и в Сибири в частности, с советских времен существует задел научно-исследовательского (фундаментального и прикладного) и опытно-конструкторского потенциала, еще способного создавать конкурентную на мировом рынке продукцию.

В технико-технологических инновациях как составляющая часть научно-исследовательской системы, главенствующую роль должно играть машиностроение, как отрасль, осуществляющая аппаратное оформление или обустройство таких инноваций. Любое производство наукоемкой или высокотехнологической продукции пока невозможно без применения специально создаваемых или имеющихся в арсенале аппаратов- машин и оборудования. Так материально-технический фундамент, на котором строится или уже построены научно-исследовательские системы в развитых странах, включает систему скоростного транспорта с соответствующей дорожной сетью и инфраструктурой, разветвленную систему связи, высокое механическое оснащение сельского хозяйства, точное машиностроение и приборостроение. Поэтому машиностроение как доминанта инновационного развития останется в этой роли еще долгое время.

Страницы: 1 2 3


Материалы по географии:

Геотектоническое положение города
Тюмень, как и Тюменская область, расположена на Западно-Сибирской плите. Поверхность Тюмени очень удобна для сельскохозяйственного освоения, так как на ее территории очень много низменностей. Но так же присутствует много болот, которые нужно осушать. ...

Миграционная ситуация
Согласно опубликованному в 2002г. докладу ООН, Россия находится на втором месте (после США) по числу законных и нелегальных иммигрантов, проживающих на территории страны. По оценке экспертов ООН, в России их более 13 млн. чел. — 9 % населения. Зам. директора Федеральной миграционной службы В. Поста ...

Колонизация Африки и национально-освободительная борьба африканских народов
У колонизации Африки длинная история, самая известная фаза связана с европейским захватом Африки в девятнадцатом столетии. С середины второго тысячелетия нашей эры до XIX столетия самым главным африканским товаром были люди — рабы. Завершение эпохи работорговли, стоившей континенту порядка 15 милли ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru