Продукция машиностроения Сибири на внутрирегиональном и мировом рынках. Конкуренция и институциональная среда (крупнейшие компании – хозяйствующие субъекты на рынке)

Статьи по географии » Современное состояние машиностроения Сибири » Продукция машиностроения Сибири на внутрирегиональном и мировом рынках. Конкуренция и институциональная среда (крупнейшие компании – хозяйствующие субъекты на рынке)

Страница 1

Российский рынок машиностроения - это совокупность рынков, отличающихся между собой как по номенклатуре и объему производимого товара, так и по степени экономической концентрации и конкурентоспособности. Это очень большой неоднородный рынок, включающий железнодорожное, металлургическое, электротехническое, станкостроительное, тракторное, автомобильное и инструментальное машиностроение, судостроение, автомобилестроение, авиастроение, приборостроение и т.д. Структура поставщиков и потребителей машиностроительной отрасли указывает на центральное положение отрасли в цепи взаимосвязанных вертикально-интегрированных товарных рынков России[37]

Рис. – 14. Доля рынков в отраслях без конкуренции с импортом, %.

Источник: Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 30) – М.: ИЭПП, 2009. С. 230.

Таблица 11.

Межрегиональные потоки машиностроительной продукции (в % к объемам производства без экспорта)

Вывоз (в % к объемам регионального производства)

Европейская часть

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Дальний Восток

Европейская часть

15

7,5

5,2

Западная Сибирь

85

6,5

2,5

Восточная Сибирь

80

6

3

Дальний Восток

78

8

6

Ввоз (в % к объемам регионального производства)

Европейская часть

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Дальний Восток

Европейская часть

95

95

97

Западная Сибирь

20

3

1

Восточная Сибирь

7

3

2

Дальний Восток

1

2

2

Источник: Рош А.В. Проблемы функционирования машиностроительного комплекса России с участием иностранных инвесторов /А.В. Рош; Ин-т рыноч. экономики, соц. политики и права. - М.: ИРЭСПИП, 2008.- С.29.

Внутри России машиностроительный рынок Сибири ориентирован в первую очередь на Европейскую часть страны ( табл. 11). В западном направлении вывозят продукцию как Западная (85%),так и Восточная Сибирь (80%). Внутререгиональный обмен в Сибири достаточно слабый. Наибольшее развитие имеет внутренний рынок нефтедобывающего, газового, шахтного и горнорудного оборудования. В связи с высокой концентрацией в Сибири добывающих отраслей (прежде всего угольной, нефтяной и газовой) соответствующая продукция сибирского машиностроения остается в регионе и используется на сибирских предприятиях ТЭК.

Европейские машиностроительные предприятия также являются для Сибири важнейшими поставщиками машиностроительной продукции. Из-за Урала привозят 20% машиностроительной продукции для Западной Сибири и 7% - для Восточной.

Внешние связи Сибири в части продукции машиностроительных производств за последние годы характеризуются различными тенденциями: доля машин, оборудования и транспортных средств в общем экспорте Сибири стабильно падает (кроме докризисного 2007 г.), в то время как доля машиностроительной продукции в общем импорте СФО постоянно растет (таблица 12). Это тенденции, сложившиеся в регионе повторяют общероссийские и свидетельствуют о слабой конкурентоспособности продукции машиностроительных производств, как на внешних, так и на внутренних рынках, а также о том, что спрос на эту продукцию на внутреннем рынке в большей мере удовлетворяется за счет импорта.

Страницы: 1 2 3 4


Материалы по географии:

Новейшие тектонические движения и их роль в формировании современного рельефа
В результате длительной истории геологического развития на территории России сформировались основные типы геотектур — равнинно-платформенные области и крупные орогенные подвижные пояса. Однако в пределах одинаковых геотектур нередко распространен совершенно различный рельеф (низкие цокольные равнин ...

Историческое развитие территории
В начале XVI века Иван Грозный присоединил степи Нижнего Поволжья в состав Астраханского и Казанского ханств к Русскому государству. Для обороны юго-восточных границ Русского государства стали основываться города-крепости. Одним из таких городов стал Царицын. Первоначально Царицынская крепость была ...

Население
По оценке на июль 2004, в стране проживало 7 656 166 человек. Из них 42% моложе 15 лет, 54% – в возрасте от 15 до 64 лет, 4% – старше 65 лет. Средний возраст жителей Гаити – 18,1 лет. Рождаемость составляет 33,76 на 1000 населения, смертность – 13,21 на 1000, эмиграция – 3,4 на 1000. Рост населения ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru