Российский рынок машиностроения - это совокупность рынков, отличающихся между собой как по номенклатуре и объему производимого товара, так и по степени экономической концентрации и конкурентоспособности. Это очень большой неоднородный рынок, включающий железнодорожное, металлургическое, электротехническое, станкостроительное, тракторное, автомобильное и инструментальное машиностроение, судостроение, автомобилестроение, авиастроение, приборостроение и т.д. Структура поставщиков и потребителей машиностроительной отрасли указывает на центральное положение отрасли в цепи взаимосвязанных вертикально-интегрированных товарных рынков России[37]
Рис. – 14. Доля рынков в отраслях без конкуренции с импортом, %.
Источник: Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 30) – М.: ИЭПП, 2009. С. 230.
Таблица 11.
Межрегиональные потоки машиностроительной продукции (в % к объемам производства без экспорта)
|
Вывоз (в % к объемам регионального производства) | ||||
|
Европейская часть |
Западная Сибирь |
Восточная Сибирь |
Дальний Восток | |
|
Европейская часть |
15 |
7,5 |
5,2 | |
|
Западная Сибирь |
85 |
6,5 |
2,5 | |
|
Восточная Сибирь |
80 |
6 |
3 | |
|
Дальний Восток |
78 |
8 |
6 | |
|
Ввоз (в % к объемам регионального производства) | ||||
|
Европейская часть |
Западная Сибирь |
Восточная Сибирь |
Дальний Восток | |
|
Европейская часть |
95 |
95 |
97 | |
|
Западная Сибирь |
20 |
3 |
1 | |
|
Восточная Сибирь |
7 |
3 |
2 | |
|
Дальний Восток |
1 |
2 |
2 | |
Источник: Рош А.В. Проблемы функционирования машиностроительного комплекса России с участием иностранных инвесторов /А.В. Рош; Ин-т рыноч. экономики, соц. политики и права. - М.: ИРЭСПИП, 2008.- С.29.
Внутри России машиностроительный рынок Сибири ориентирован в первую очередь на Европейскую часть страны ( табл. 11). В западном направлении вывозят продукцию как Западная (85%),так и Восточная Сибирь (80%). Внутререгиональный обмен в Сибири достаточно слабый. Наибольшее развитие имеет внутренний рынок нефтедобывающего, газового, шахтного и горнорудного оборудования. В связи с высокой концентрацией в Сибири добывающих отраслей (прежде всего угольной, нефтяной и газовой) соответствующая продукция сибирского машиностроения остается в регионе и используется на сибирских предприятиях ТЭК.
Европейские машиностроительные предприятия также являются для Сибири важнейшими поставщиками машиностроительной продукции. Из-за Урала привозят 20% машиностроительной продукции для Западной Сибири и 7% - для Восточной.
Внешние связи Сибири в части продукции машиностроительных производств за последние годы характеризуются различными тенденциями: доля машин, оборудования и транспортных средств в общем экспорте Сибири стабильно падает (кроме докризисного 2007 г.), в то время как доля машиностроительной продукции в общем импорте СФО постоянно растет (таблица 12). Это тенденции, сложившиеся в регионе повторяют общероссийские и свидетельствуют о слабой конкурентоспособности продукции машиностроительных производств, как на внешних, так и на внутренних рынках, а также о том, что спрос на эту продукцию на внутреннем рынке в большей мере удовлетворяется за счет импорта.
Материалы по географии:
Соотношение понятий Регион, Пространство и Территория
Геополитики и географы используют термины – «пространство и территория» наполняя их одним смыслом. Так, в «Географическом энциклопедическом словаре» (1988) понятие географического пространства определяется путем переноса термина «пространство» из философии в географию по аналогии, но с учетом особе ...
Отраслевая структура Ростовской области
Ведущими отраслями промышленности Ростовской области являются: машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность и электроэнергетика. Удельный вес продукции этих отраслей в объеме промышленного производства области составляет 68,6%. Машиностроение и металлообработка. Весомый вклад в развити ...
Виды транспортировки нефти
В настоящее время география нефтедобывающей промышленности не всегда совпадает с районами ее переработки. Поэтому задачи транспортировки нефти привели к созданию большой сети нефтепроводов [3]. По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в 2,5 раза превзошел железнодорожный в части перевозок н ...