3. Ориентация стран Средней Азии на поставщиков машиностроительной продукции из КНР и Республики Корея, сибирские предприятия постепенно теряют «традиционные рынки сбыта».
Перспективы развития экспортной составляющей сибирского машиностроения достаточно туманны. В Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г. одной из направлений развития, применительно к машиностроению названо «импортозамещение», т.е. постепенно уменьшение импорта и его замена на местную продукцию. Развитие экспорта машиностроительной продукции из Сибири обозначается как «отдаленная перспектива развития территории», реализуемая к 2030 г.[41]
В современных условиях сибирское машиностроение практически не конкурентоспособно на внешнем рынке за пределами СНГ, но и на внутрероссийском рынке сибирские предприятия часто теснят предприятия европейской части России и Урала. В настоящий момент в Сибири складываются два ярко выраженных рынка региональной продукции машиностроения:
1.Рынок сельскохозяйственной машиностроительной продукции.
Эксперты оценивают емкость рынка сельскохозяйственного машиностроения СФО по тракторам и комбайнам на 2009 год в 15 млрд. рублей, на ближайшие четыре года — 71,9 млрд. Ежегодная потребность Сибири в тракторах не менее 600 единиц.[42] Сейчас эта позиция закрывается импортными поставками. Практически монопольно на российском рынке работает Минский тракторный завод (МТЗ). По прогнозам эксперта, за четыре года неудовлетворенный спрос по всем классам тракторов вырастет до 8,8 тыс. единиц, по зерноуборочным комбайнам до 3,4 тыс., кормоуборочным — 0,8 тыс. А при снижении инвестиций в основной капитал АПК (не менее чем на 35%) эти показатели окажутся еще больше — 11,6 тыс., 5 тыс. и 1,2 тыс. единиц соответственно. Кризис уже практически наполовину секвестировал производство отечественных комбайнов — в ноябре 2007−го изготовлено 760 единиц, а в том же месяце 2008−го — лишь 380, за тот же период в 4,4 раза уменьшился выпуск тракторов, борон — в 9 раз.
При определенной поддержке доля местных предприятий на сибирском рынке сельхозмашиностроения может увеличиться до 60–80%. При фактическом спаде производства в сельхозмашиностроении, зафиксированном в последние месяцы, в целом по итогам 2009 года и впоследствии в среднесрочной перспективе ежегодно будет наблюдаться прирост. Земледелие и машиностроение — традиционные секторы в структуре экономики Сибири. А значит, есть объективные предпосылки к развитию рынка сельхозмашиностроения в непосредственной близости от потребителя. В 8 из 12 регионов СФО действуют предприятия по выпуску сельскохозяйственной техники, там сосредоточены такие крупные производства, как Красноярский комбайновый завод, Юргинский машзавод, алтайский «Алттрак», омский Сибзавод и ряд других постоянных игроков на данном рынке.
2.Рынок транспортного машиностроения. Транспортное машиностроение Сибири в значительной степени ориентируется на ОАО «Российские железные дороги». Компания готова заключить долгосрочный контракт на 15–20 лет по выпуску подшипников кассетного типа с ресурсом 1 млн. км пробега. Другое направление — вагоностроение. Велика потребность в грузовых вагонах, поэтому есть заинтересованность в развитии вагоностроения на Алтае, в Абакане, Кемерово, Новокузнецке и Омске. Перспективным заказчику видится укрепление созданной в СФО ремонтной базы с расширением ее в Красноярске, Новосибирске, Улан-Удэ. Также требуется 1 млрд. тонно-километров рельсов в год на строительстве линии высокоскоростного сообщения Москва – Санкт-Петербург до 60% рельсов закупается в Европе.[43]
В России действительно отсутствует серийное производство целого ряда видов подвижного состава нового поколения, силовых установок, систем управления железнодорожного транспорта, с изготовлением которых вполне могут справиться предприятия Сибири. К примеру, в Омской области промышленный комплекс (более 20 предприятий) традиционно имеет транспортную специализацию, научный блок ведущих вузов в сфере транспортного машиностроения.
Таблица 13.
Рейтинг крупнейших компаний машиностроения России (с участием сибирских подразделений) по объему реализации продукции в 2009 г.
Место в рейтинге |
Компания |
Регион |
Объем реализации (млн. руб.)1 |
Темп прироста (%) |
Чистая прибыль (млн. руб.) |
81 |
АХК «Сухой» |
Москва, (Новосибирск, Иркутск) |
53 996,90 |
13,8 |
–2 664,1 |
161 |
Корпорация «Иркут» |
Иркутская область |
31 024,60 |
18,6 |
–1 009,8 |
165 |
Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» |
Московская область (Омск) |
30 111,60 |
6 |
2 761,90 |
195 |
Группа «Аэрокосмическое оборудование» |
Санкт-Петербург (Улан-Удэ) |
25 590,00 |
22,1 |
171,4 |
302 |
«Алтайвагон» |
Алтайский край |
15 592,00 |
32,7 |
1 222,60 |
330 |
Группа «Гидравлические машины и системы» |
Москва (Тюменская область, Томск, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский АО) |
14 092,40 |
5,2 |
279 |
399 |
Производственная компания «Борец» |
Москва (Ямало-Ненецкий АО) |
11 330,10 |
43,6 |
–256,1 |
Материалы по географии:
Животный мир. ООПТ и проблемы охраны природы
Положение республики на стыке разных растительных зон, неоднородность рельефа обуславливают разнообразие животных. На ее территории обитают свыше 60 видов млекопитающих, 44 вида рыб, 16 видов земноводных и пресмыкающихся. Здесь можно встретить более 260 видов птиц, разнообразных беспозвоночных. В ц ...
Характеристика основных отраслей территории
В целом основные характеристики промышленного производства можно определить через показатели таблицы 4. псковская область экономический природный Таблица 4. Действующие организации и объем промышленной продукции в Псковской области 1992 1999 2000 2005 2009 число действующих организаций (на конец го ...
Основные черты размещения промышленности
После достижения независимости экономическая политика государства предусматривала создание условий для развития национальной промышленности, в частности путем введения системы дифференцированных пошлин, осуществление политики прямых инвестиций в промышленные проекты и т. д. Тем не менее процесс инд ...