Продукция машиностроения Сибири на внутрирегиональном и мировом рынках. Конкуренция и институциональная среда (крупнейшие компании – хозяйствующие субъекты на рынке)

Статьи по географии » Современное состояние машиностроения Сибири » Продукция машиностроения Сибири на внутрирегиональном и мировом рынках. Конкуренция и институциональная среда (крупнейшие компании – хозяйствующие субъекты на рынке)

Страница 3

3. Ориентация стран Средней Азии на поставщиков машиностроительной продукции из КНР и Республики Корея, сибирские предприятия постепенно теряют «традиционные рынки сбыта».

Перспективы развития экспортной составляющей сибирского машиностроения достаточно туманны. В Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г. одной из направлений развития, применительно к машиностроению названо «импортозамещение», т.е. постепенно уменьшение импорта и его замена на местную продукцию. Развитие экспорта машиностроительной продукции из Сибири обозначается как «отдаленная перспектива развития территории», реализуемая к 2030 г.[41]

В современных условиях сибирское машиностроение практически не конкурентоспособно на внешнем рынке за пределами СНГ, но и на внутрероссийском рынке сибирские предприятия часто теснят предприятия европейской части России и Урала. В настоящий момент в Сибири складываются два ярко выраженных рынка региональной продукции машиностроения:

1.Рынок сельскохозяйственной машиностроительной продукции.

Эксперты оценивают емкость рынка сельскохозяйственного машиностроения СФО по тракторам и комбайнам на 2009 год в 15 млрд. рублей, на ближайшие четыре года — 71,9 млрд. Ежегодная потребность Сибири в тракторах не менее 600 единиц.[42] Сейчас эта позиция закрывается импортными поставками. Практически монопольно на российском рынке работает Минский тракторный завод (МТЗ). По прогнозам эксперта, за четыре года неудовлетворенный спрос по всем классам тракторов вырастет до 8,8 тыс. единиц, по зерноуборочным комбайнам до 3,4 тыс., кормоуборочным — 0,8 тыс. А при снижении инвестиций в основной капитал АПК (не менее чем на 35%) эти показатели окажутся еще больше — 11,6 тыс., 5 тыс. и 1,2 тыс. единиц соответственно. Кризис уже практически наполовину секвестировал производство отечественных комбайнов — в ноябре 2007−го изготовлено 760 единиц, а в том же месяце 2008−го — лишь 380, за тот же период в 4,4 раза уменьшился выпуск тракторов, борон — в 9 раз.

При определенной поддержке доля местных предприятий на сибирском рынке сельхозмашиностроения может увеличиться до 60–80%. При фактическом спаде производства в сельхозмашиностроении, зафиксированном в последние месяцы, в целом по итогам 2009 года и впоследствии в среднесрочной перспективе ежегодно будет наблюдаться прирост. Земледелие и машиностроение — традиционные секторы в структуре экономики Сибири. А значит, есть объективные предпосылки к развитию рынка сельхозмашиностроения в непосредственной близости от потребителя. В 8 из 12 регионов СФО действуют предприятия по выпуску сельскохозяйственной техники, там сосредоточены такие крупные производства, как Красноярский комбайновый завод, Юргинский машзавод, алтайский «Алттрак», омский Сибзавод и ряд других постоянных игроков на данном рынке.

2.Рынок транспортного машиностроения. Транспортное машиностроение Сибири в значительной степени ориентируется на ОАО «Российские железные дороги». Компания готова заключить долгосрочный контракт на 15–20 лет по выпуску подшипников кассетного типа с ресурсом 1 млн. км пробега. Другое направление — вагоностроение. Велика потребность в грузовых вагонах, поэтому есть заинтересованность в развитии вагоностроения на Алтае, в Абакане, Кемерово, Новокузнецке и Омске. Перспективным заказчику видится укрепление созданной в СФО ремонтной базы с расширением ее в Красноярске, Новосибирске, Улан-Удэ. Также требуется 1 млрд. тонно-километров рельсов в год на строительстве линии высокоскоростного сообщения Москва – Санкт-Петербург до 60% рельсов закупается в Европе.[43]

В России действительно отсутствует серийное производство целого ряда видов подвижного состава нового поколения, силовых установок, систем управления железнодорожного транспорта, с изготовлением которых вполне могут справиться предприятия Сибири. К примеру, в Омской области промышленный комплекс (более 20 предприятий) традиционно имеет транспортную специализацию, научный блок ведущих вузов в сфере транспортного машиностроения.

Таблица 13.

Рейтинг крупнейших компаний машиностроения России (с участием сибирских подразделений) по объему реализации продукции в 2009 г.

Место в рейтинге

Компания

Регион

Объем реализации (млн. руб.)1

Темп прироста (%)

Чистая прибыль (млн. руб.)

81

АХК «Сухой»

Москва,

(Новосибирск, Иркутск)

53 996,90

13,8

–2 664,1

161

Корпорация «Иркут»

Иркутская область

31 024,60

18,6

–1 009,8

165

Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»

Московская область (Омск)

30 111,60

6

2 761,90

195

Группа «Аэрокосмическое оборудование»

Санкт-Петербург

(Улан-Удэ)

25 590,00

22,1

171,4

302

«Алтайвагон»

Алтайский край

15 592,00

32,7

1 222,60

330

Группа «Гидравлические машины и системы»

Москва (Тюменская область, Томск, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский АО)

14 092,40

5,2

279

399

Производственная компания «Борец»

Москва (Ямало-Ненецкий АО)

11 330,10

43,6

–256,1

Страницы: 1 2 3 4


Материалы по географии:

Урбанизация, размещение населения
В 1990 году, как это было и с доколумбовых времен, более половины населения (56%) концентрировалось в центральном регионе, который занимает менее 1/7 всей территории, т.е. для Мексики характерен внутренний тип расселения. Этот регион всегда был политическим, экономическим и культурным ядром Мексики ...

Характеристика машиностроительного комплекса России
Машиностроение обеспечивает различным оборудованием и машинами все отрасли экономики. Производит многие предметы потребления. Отраслевой состав машиностроения очень сложный. Он состоит более чем из 70 отраслей. Главными его отраслями являются электроника, электротехника, вычислительная техника, роб ...

Изменение температуры воздуха с высотой
Задание 1. Определите, какую температуру будет иметь воздушная масса, не насыщенная водяным паром и поднимающаяся адиабатически на высоте 500, 1000, 1500 м, если у поверхности земли её температура была 15º. Температура изменяется на 1° при подъеме массы воздуха на каждые 100 м. Эта величина на ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru