Типология субъектов РФ в составе Сибири по развитию машиностроения

Статьи по географии » Современное состояние машиностроения Сибири » Типология субъектов РФ в составе Сибири по развитию машиностроения

Страница 1

Несмотря на всю неоднородность регионального развития машиностроения в Сибири, как было уже отмечено в разделе 3.1., территории Сибири для понимания целостной картины развития сибирского машиностроения целесообразно разделить/типологизировать на несколько групп. В научной литературе типология регионов Сибири существуют только применительно к постсоветскому периоду. Так А.Борисов предложил классификацию регионов Сибири по доле машиностроения в региональном промышленном производстве. В своем исследовании[44] он взял долю машиностроения в региональной промышленности, сложившуюся в 1995/1998 гг., основным показателем социально-экономической значимости машиностроения в регионе. Всю совокупность субъектов Федерации можно разбить на 4 группы: 1 группа - с величиной этого показателя, превышающей 30%; 11 группа - с долями от 30% до 20%; 111 группа - с долями от 20% до 10%; 1Угруппа - с долями ниже 10%. Выбор таких интервалов долей для группировки регионов обусловлен, по его мнению, следующими соображениями.

I группа - это около пятой части всей совокупности регионов, для которых перспективная промышленная политика будет в значительной степени связана с поддержанием и развитием именно машиностроения, поскольку оно уже определяет промышленный профиль этих регионов.

II группа - это субъекты Федерации, с достаточно широкой диверсификацией промышленных производств, но для которых машиностроение имеет значимое место в промышленной политике регионов. Вторая подгруппа может быть сформирована по величине доли машиностроительной отрасли в промышленности на уровне ниже 50 % в 1995 г., но имеющая рост этой доли к 1998 году.Области, попавшие во вторую подгруппу, имеют достаточно высокий накопленный машиностроительный потенциал, отдельные производства в них развиваются с положительной динамикой, что и обуславливает небольшие темпы спада производства и соответствующее влияние на уровень развития промышленности в этих субъектах.

Для III группы регионов машиностроение, не являясь доминирующим в структуре промышленности, тем не менее, может рассматриваться в виде своеобразных "точек роста" промышленности в этих регионах. Регионы III группы характеризовались значительным сокращением доли машиностроительного производства в их промышленном потенциале и общими темпами его падения за последние четыре года в интервале 24-39 %. Можно предположить, что это в основном области, накопившие свой машиностроительный потенциал благодаря оборонному комплексу, прежде всего радиопромышленности, а также электротехнической и приборостроительной промышленности, имеющих наибольший спад производства. Кроме того, это области, как правило, не имеющие крупных предприятий, где машиностроение представлено средними и мелкими производствами весьма разнородного характер

Группа IV - это регионы, в которых, как правило, машиностроение представлено отдельными производствами, не играющими заметную роль в развитии промышленности.

Следует отметить, что такая группировка регионов носит в общем смысле условный характер. Во-первых, поскольку отсутствует полная информация по подотраслям машиностроения по регионам для группировки был использован агрегированный общеотраслевой показатель (объем продукции в целом по машиностроению), который не дает представления о "портрете" регионального машиностроения.

Таблица 14.

Характеристика групп регионов по уровню развития машиностроения в 1990-х гг.

Наименование субъектов федерации

Доля машиностро-

ения в промышлен-

ности субъекта федерации

Доля машино-

строения субъекта федерации в машино-

строении РФ

Темпы роста (снижения) машиностроения субъекта федерации

1995

1998

1995

1998

1996/

1995

1997/

1996

1998/

1997

1998/1995

Регионы I группы

11. Новосибирская обл.

40.9

36.9

2.4

1.9

83.2

90.0

79.7

72.7

Регионы II группы

Алтайский край

27. 0

21. 6

1. 4

0. 9

81. 6

84. 3

71

59. 7

Республика Бурятия

22. 8

7. 6

0. 5

0. 2

71. 2

56. 8

55. 4

27. 4

Ямало-Ненецкий А.О.

22. 1

0. 1

0. 0

0. 0

66

117. 8

39. 3

31. 3

Томская обл.

21. 6

10. 9

0. 6

0. 4

78. 2

69. 6

91. 6

60. 9

Регионы III группы

Тюменская обл.

19,9

16,0

0,7

0,5

74,21

Омская обл.

19,1

8,3

0,8

0,4

50,81

Страницы: 1 2 3


Материалы по географии:

Геоморфологическое положение города
На физической карте, сразу за уральскими горами, зеленой краской залита огромная территория - здесь находится Западно-Сибирская равнина. На ее западной окраине расположена Тюмень - столица нефтяного и газового края. Особенность географического положения заключается в том, что через Тюмень проходит ...

Половая структура населения
В ХХ веке соотношение полов в нашей стране сильно деформировалось. Это было следствием разрушительных катаклизмов, которые пришлось пережить народу, больших потерь мужского населения. Сразу же после окончания Второй мировой войны, в 1946 г., число женщин превышало число мужчин на 33,9%. [12] Такой ...

Факторы размещения НПЗ и НПК
Размещение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности зависит от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники переработки и транспортировки нефти, территориальных соотношений между ресурсами и местами потребления жидкого топлива. Добытая из недр земли нефть содержит большое к ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru