Несмотря на всю неоднородность регионального развития машиностроения в Сибири, как было уже отмечено в разделе 3.1., территории Сибири для понимания целостной картины развития сибирского машиностроения целесообразно разделить/типологизировать на несколько групп. В научной литературе типология регионов Сибири существуют только применительно к постсоветскому периоду. Так А.Борисов предложил классификацию регионов Сибири по доле машиностроения в региональном промышленном производстве. В своем исследовании[44] он взял долю машиностроения в региональной промышленности, сложившуюся в 1995/1998 гг., основным показателем социально-экономической значимости машиностроения в регионе. Всю совокупность субъектов Федерации можно разбить на 4 группы: 1 группа - с величиной этого показателя, превышающей 30%; 11 группа - с долями от 30% до 20%; 111 группа - с долями от 20% до 10%; 1Угруппа - с долями ниже 10%. Выбор таких интервалов долей для группировки регионов обусловлен, по его мнению, следующими соображениями.
I группа - это около пятой части всей совокупности регионов, для которых перспективная промышленная политика будет в значительной степени связана с поддержанием и развитием именно машиностроения, поскольку оно уже определяет промышленный профиль этих регионов.
II группа - это субъекты Федерации, с достаточно широкой диверсификацией промышленных производств, но для которых машиностроение имеет значимое место в промышленной политике регионов. Вторая подгруппа может быть сформирована по величине доли машиностроительной отрасли в промышленности на уровне ниже 50 % в 1995 г., но имеющая рост этой доли к 1998 году.Области, попавшие во вторую подгруппу, имеют достаточно высокий накопленный машиностроительный потенциал, отдельные производства в них развиваются с положительной динамикой, что и обуславливает небольшие темпы спада производства и соответствующее влияние на уровень развития промышленности в этих субъектах.
Для III группы регионов машиностроение, не являясь доминирующим в структуре промышленности, тем не менее, может рассматриваться в виде своеобразных "точек роста" промышленности в этих регионах. Регионы III группы характеризовались значительным сокращением доли машиностроительного производства в их промышленном потенциале и общими темпами его падения за последние четыре года в интервале 24-39 %. Можно предположить, что это в основном области, накопившие свой машиностроительный потенциал благодаря оборонному комплексу, прежде всего радиопромышленности, а также электротехнической и приборостроительной промышленности, имеющих наибольший спад производства. Кроме того, это области, как правило, не имеющие крупных предприятий, где машиностроение представлено средними и мелкими производствами весьма разнородного характер
Группа IV - это регионы, в которых, как правило, машиностроение представлено отдельными производствами, не играющими заметную роль в развитии промышленности.
Следует отметить, что такая группировка регионов носит в общем смысле условный характер. Во-первых, поскольку отсутствует полная информация по подотраслям машиностроения по регионам для группировки был использован агрегированный общеотраслевой показатель (объем продукции в целом по машиностроению), который не дает представления о "портрете" регионального машиностроения.
Таблица 14.
Характеристика групп регионов по уровню развития машиностроения в 1990-х гг.
Наименование субъектов федерации |
Доля машиностро- ения в промышлен- ности субъекта федерации |
Доля машино- строения субъекта федерации в машино- строении РФ |
Темпы роста (снижения) машиностроения субъекта федерации | |||||
1995 |
1998 |
1995 |
1998 |
1996/ 1995 |
1997/ 1996 |
1998/ 1997 |
1998/1995 | |
Регионы I группы | ||||||||
11. Новосибирская обл. |
40.9 |
36.9 |
2.4 |
1.9 |
83.2 |
90.0 |
79.7 |
72.7 |
Регионы II группы | ||||||||
Алтайский край |
27. 0 |
21. 6 |
1. 4 |
0. 9 |
81. 6 |
84. 3 |
71 |
59. 7 |
Республика Бурятия |
22. 8 |
7. 6 |
0. 5 |
0. 2 |
71. 2 |
56. 8 |
55. 4 |
27. 4 |
Ямало-Ненецкий А.О. |
22. 1 |
0. 1 |
0. 0 |
0. 0 |
66 |
117. 8 |
39. 3 |
31. 3 |
Томская обл. |
21. 6 |
10. 9 |
0. 6 |
0. 4 |
78. 2 |
69. 6 |
91. 6 |
60. 9 |
Регионы III группы | ||||||||
Тюменская обл. |
19,9 |
16,0 |
0,7 |
0,5 |
74,21 | |||
Омская обл. |
19,1 |
8,3 |
0,8 |
0,4 |
50,81 |
Материалы по географии:
Морские порты страны-импортёр
Лос-Анджелес Широта 33° 43' сев.; долгота 188° 16' зап. Численность населения: город Лос-Анджелес - 2 067 000 человек, район порта – 750 000 человек. Ввоз: каучук, кофе, удобрения, химикалии, твердая древесина, копра, пенька, жмыхи, жгут, газетная бумага, целлюлоза, железо , сталь, генеральные груз ...
Ресурсы экологического туризма
С 1965 г. общими вопросами охраны природы в Испании ведает Научная комиссия по охране природы. В Испании существуют две основные категории охраняемых территорий — национальные парки и заповедники (или природные парки). В 70-х годах в стране насчитывалось 6 национальных парков и один заповедник обще ...
Границы России
Общая протяженность границ России самая большая в мире и достигает 62269 км. Из них протяженность морских границ составляет 37636, 6 км и сухопутных - 24625, 3 км. Из морских границ на побережье Северного Ледовитого, или Российский арктический сектор, приходится 19724, 1 км, а на побережье морей Ти ...