Типология субъектов РФ в составе Сибири по развитию машиностроения

Статьи по географии » Современное состояние машиностроения Сибири » Типология субъектов РФ в составе Сибири по развитию машиностроения

Страница 2

Источник: Борисов В. - Машиностроение: реструктуризация и конкурентоспособность. //Экономист, № 7, 1999.- С.11-15.

В современных условиях классификация регионов только по количественным показателям производства машиностроения, не учитывая его отраслевой состав, экспортную направленность недостаточна.

Характеризуя регионы машиностроения Сибири целесообразно разделить их на несколько групп. В качестве основания классификации был взята отраслевая структура, доля машиностроения в промышленности и экономике страны, география потребления продукции машиностроения, и также характер производственных связей.

Было выделено также 4 группы.

К первой «группе лидеров» относят: Кемеровскую область, Красноярский край и Тюменскую область. Данные регионы имеют благоприятные предпосылки для развития машиностроения:

1. - высокий промышленный, социальный и инвестиционный потенциал региона. Наличие многоотраслевой экономики, интеграция в мировое хозяйство, высокие показатели ВРП на душу населения, высокий доход собственных доходов региона, интерес со стороны иностранных инвесторов;

2. -наличие мощных предприятий добывающего комплекса и переработки сырья как главных потребителей машиностроительной продукции;

3. - законодательная поддержка инвестиционных проектов в машиностроении (ОЭЗ технико-внедренческого типа в Томске, собственные инвестиционные программы Тюменской области и Красноярского края, налоговые льготы);

В этих трех областях машиностроение, хотя и не играет ведущей роли, но благодаря развитым добывающим производствам имеет стабильный рынок сбыта, отраслевая структура машиностроительных производств в таких регионах, как правило, сильно зависит от природно-ресурсного потенциала и соответствующих добывающих отраслей. Как видно из рисунка 15 в Машиностроении Тюменской области ведущую роль занимает нефтегазовое, что неудивительно т.к. данные регион (с автономными округами) является лидером по добычи нефти и природного газа в РФ.

Рис. .15.Структура машиностроительного комплекса Тюменской области, 2007 г.

Источник: Машиностроительный комплекс Тюменской области - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tyumen-region.ru/upload/investment-strategies-engineering.pdf (дата обращения 05.03.2010)

Рис. -16. Объемы продукции обрабатывающих производств и машиностроения Тюменской области

Источник: Машиностроительный комплекс Тюменской области - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tyumen-region.ru/upload/investment-strategies-engineering.pdf (дата обращения 05.03.2010)

В Кемеровской области начала реализацию программа «Кузбасский технопарк» В ближайшие несколько лет там планируют организовать: разработка, производство и внедрение автоматизированных бурильных установок и станков нового технического уровня, организацию производства инновационных модульных теплоэнергетических установок с воздухонагревательными установками и т.д.

Вторую группу регионов образуют территории с развитым машиностроением ОПК (Омская область, Новосибирская, Томская область, Алтайский край, Иркутская область) и машиностроительными отраслями, ориентированными на перерабатывающие производства за пределами региона. В отличие от первой группы регионы характеризуются худшими промышленно-экономическими показателями, более низкими доходами бюджета. Преобладание обрабатывающих производств и ориентация на ОПК создает разнообразную отраслевую структуру регионального машиностроения с большой номенклатурой выпускаемой продукции.

Рис.-17. Структура промышленного производства Томской области в 2004, 2020 гг. (прогноз), в млн. долл. и % соотношении.

Источник: Козловская О.Г. Зам. Губернатора Томской области. Стратегия развития Томской области до 2020 года. Необходимость актуализации. /январь 2010 г. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tomsk.gov.ru/ru/economy_finances/anticrisis/index.html?path=2009/07/49.html (дата обращения 23.02.2010)

Страницы: 1 2 3


Материалы по географии:

Городское население
Территориальная организация населения характеризует его размещение по регионам страны, группировку по формам расселения (городам, поселкам, сельским поселениям) и определяет структуру его подсистем, обеспечивающих необходимые условия его жизнедеятельности и воспроизводства. Население – это совокупн ...

Основные черты географии транспорта
Во внутреннем транспорте основную роль играют железные дороги общей протяженностью около 1,8 тыс. км, из них 760 км электрифицировано. Главная железнодорожная магистраль Марракеш - Касабланка- Фес- Уджда связывает западные и восточные области Марокко с Алжиром и Тунисом, обеспечивая транспортировку ...

Факторы размещения машиностроения
1. Наукоемкость 2. Трудоемкость 3. Металлоемкость 4. Военно-стратегический 5. Транспортный 6. Потребительский Специализация и кооперирование — важнейшие принципы размещения. Машины состоят из множества деталей и агрегатов. Изготовить все на одном заводе невозможно, проще и дешевле производить отдел ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru