Правовые и экономические проблемы освоения природных ресурсов Арктического шельфа

Статьи по географии » Освоение ресурсов российского Арктического шельфа » Правовые и экономические проблемы освоения природных ресурсов Арктического шельфа

Страница 2

По данным Министерства природных ресурсов РФ потенциал арктического шельфа в российском секторе составляет примерно 90 млрд. тонн условного топлива.

Принимая во внимание, что, по прогнозам специалистов, к 2015 г. будут практически исчерпаны рентабельные запасы нефти и газа на суше, исключительно важным для мира, и для России в частности, является арктический шельф. Только одно Штокмановское месторождение, находящееся в северо-восточной части арктического шельфа, содержит столько газа, сколько все месторождения Норвегии. При этом в Баренцевоморском шельфе выявлены пять новых месторождений нефти. Помимо проблем освоения ресурсов Арктики, связанных с ее весьма суровой природой, полное и эффективное освоение арктического шельфа невозможно без четкого обозначения экономических границ российской части Арктики, в частности, внешней границы арктического шельфа. Нерешенность этой проблемы ведет к интернационализации Арктики, в частности к интернационализации Северного морского пути, контролируемого Россией. США, Германия и Япония уже заявили о необходимости применения к Северному Ледовитому океану общих принципов Конвенции ООН по морскому праву, в том числе на разработку природных ресурсов Арктики.[3]

Проблема защиты интересов Российской Федерации в Мировом океане, включая прибрежную зону, осложнилась. МИД РФ не проявляет достаточной активности в отношении определения границ.

Смущает нечеткость позиции МИДа в вопросе территориальных претензий Норвегии на участке шельфа именуемого российскими геологами "поднятием Федынского". На этом участке, по прогнозам специалистов, запасы газа аналогичны крупнейшему Штокмановскому месторождению, а нефти- запасам Тимано- Печорской провинции.[4]

Основной вопрос, до конца не разрешенный в международном праве, состоит в определении границ северных владений приарктических государств. Россия впервые заявила о своих правах на арктический сектор в 1916 году нотой министерства иностранных дел Российской империи, в которой российское правительство известило всесоюзные и нейтральные державы, что указанные в ноте острова составляют неразрывную часть Российской империи. В 1924 году на ратификации советским правительством принадлежности Союза ССР островов в Северном Ледовитом океане были подтверждены положения ноты 1916 года. В 1926 году постановлением Президиума ЦИК СССР об объявлении территории Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане, окончательно закреплены на национальном уровне границы российского сектора Арктики.

Определение границ Арктики в приарктических странах различно. Например, Канада определила свою арктическую область, как территорию, включающую водосборный бассейн территории реки Юкон, все земли севернее 60 градуса северной широты и область прибрежных зон Гудзонова залива и залива Джеймса. Арктическая область Дании — это Фарерские острова и Гренландия. Исландия определяет всю территорию страны, как входящую в арктическую область. Норвегия не имеет юридического формального определения своих арктических территорий, но считается, что в арктическую зону входят районы Норвежского моря и севернее 65 градуса северной широты. Соединенные Штаты Америки определяют как арктическую всю территорию к северу от полярного круга и всю территорию к северу и западу от границы, формируемой реками Паракупайн, Юкон и Кускоквим. Все смежные моря, включая Северный Ледовитый океан и море Бофорта, Берингово и Чукотское моря, а также цепь Алеутских островов.

На сегодняшний день существуют неурегулированные вопросы с Норвегией о западной морской границе. Часть из них решалась в соглашении между правительством СССР и Королевским норвежским правительством о морской границе между СССР и Норвегией, заключенном в городе Осло 15 февраля 1957 года. Однако не находят разрешения усиливающиеся проблемы, связанные с активизацией деятельности Норвегии по пересмотру Парижского договора 1920 года и наличием в связи с этим препятствий для осуществления экономической деятельности российских организаций на архипелаге Шпицберген и в зоне вокруг него, включая рыбопромысловые работы.

Страницы: 1 2 3


Материалы по географии:

Роль портов СЗФО в экономике Российской Федерации
Согласно данным ежегодного отчета Ассоциации морских торговых портов, свыше 420 млн. тонн российских внешнеторговых грузов переработано в 2006 г. в портах России и сопредельных государств. В сравнении с 2005 г. (356,6 млн. тонн) рост составил 18% или 63,8 млн. тонн. Объемы перевозок сухих грузов вы ...

Особо охраняемые природные территории
В процессе хозяйственной деятельности человек очень сильно изменяет естественную растительность и животный мир. Расширение площади пахотных земель ведет к замене естественной растительности сельскохозяйственными культурами. Одновременно с растительным покровом изменяется животный мир: видовой соста ...

Классификация отраслей машиностроения
Машиностроение представляет собой самую сложную и дифференцированную отрасль промышленности. С точки зрения особенностей размещения производства и степени расчленения технологического процесса отрасли машиностроения классифицируются следующим образом: 1.тяжелое (производство оборудования для металл ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru