Правовые и экономические проблемы освоения природных ресурсов Арктического шельфа

Статьи по географии » Освоение ресурсов российского Арктического шельфа » Правовые и экономические проблемы освоения природных ресурсов Арктического шельфа

Страница 2

По данным Министерства природных ресурсов РФ потенциал арктического шельфа в российском секторе составляет примерно 90 млрд. тонн условного топлива.

Принимая во внимание, что, по прогнозам специалистов, к 2015 г. будут практически исчерпаны рентабельные запасы нефти и газа на суше, исключительно важным для мира, и для России в частности, является арктический шельф. Только одно Штокмановское месторождение, находящееся в северо-восточной части арктического шельфа, содержит столько газа, сколько все месторождения Норвегии. При этом в Баренцевоморском шельфе выявлены пять новых месторождений нефти. Помимо проблем освоения ресурсов Арктики, связанных с ее весьма суровой природой, полное и эффективное освоение арктического шельфа невозможно без четкого обозначения экономических границ российской части Арктики, в частности, внешней границы арктического шельфа. Нерешенность этой проблемы ведет к интернационализации Арктики, в частности к интернационализации Северного морского пути, контролируемого Россией. США, Германия и Япония уже заявили о необходимости применения к Северному Ледовитому океану общих принципов Конвенции ООН по морскому праву, в том числе на разработку природных ресурсов Арктики.[3]

Проблема защиты интересов Российской Федерации в Мировом океане, включая прибрежную зону, осложнилась. МИД РФ не проявляет достаточной активности в отношении определения границ.

Смущает нечеткость позиции МИДа в вопросе территориальных претензий Норвегии на участке шельфа именуемого российскими геологами "поднятием Федынского". На этом участке, по прогнозам специалистов, запасы газа аналогичны крупнейшему Штокмановскому месторождению, а нефти- запасам Тимано- Печорской провинции.[4]

Основной вопрос, до конца не разрешенный в международном праве, состоит в определении границ северных владений приарктических государств. Россия впервые заявила о своих правах на арктический сектор в 1916 году нотой министерства иностранных дел Российской империи, в которой российское правительство известило всесоюзные и нейтральные державы, что указанные в ноте острова составляют неразрывную часть Российской империи. В 1924 году на ратификации советским правительством принадлежности Союза ССР островов в Северном Ледовитом океане были подтверждены положения ноты 1916 года. В 1926 году постановлением Президиума ЦИК СССР об объявлении территории Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане, окончательно закреплены на национальном уровне границы российского сектора Арктики.

Определение границ Арктики в приарктических странах различно. Например, Канада определила свою арктическую область, как территорию, включающую водосборный бассейн территории реки Юкон, все земли севернее 60 градуса северной широты и область прибрежных зон Гудзонова залива и залива Джеймса. Арктическая область Дании — это Фарерские острова и Гренландия. Исландия определяет всю территорию страны, как входящую в арктическую область. Норвегия не имеет юридического формального определения своих арктических территорий, но считается, что в арктическую зону входят районы Норвежского моря и севернее 65 градуса северной широты. Соединенные Штаты Америки определяют как арктическую всю территорию к северу от полярного круга и всю территорию к северу и западу от границы, формируемой реками Паракупайн, Юкон и Кускоквим. Все смежные моря, включая Северный Ледовитый океан и море Бофорта, Берингово и Чукотское моря, а также цепь Алеутских островов.

На сегодняшний день существуют неурегулированные вопросы с Норвегией о западной морской границе. Часть из них решалась в соглашении между правительством СССР и Королевским норвежским правительством о морской границе между СССР и Норвегией, заключенном в городе Осло 15 февраля 1957 года. Однако не находят разрешения усиливающиеся проблемы, связанные с активизацией деятельности Норвегии по пересмотру Парижского договора 1920 года и наличием в связи с этим препятствий для осуществления экономической деятельности российских организаций на архипелаге Шпицберген и в зоне вокруг него, включая рыбопромысловые работы.

Страницы: 1 2 3


Материалы по географии:

Характеристика природных компонентов территории
Псковская область расположена на Северо-Западе Русской равнины, для нее характерен достаточно расчлененный рельеф с чередованием холмисто-грядовых пространств, значительная лесистость с преобладанием смешанных лесов, обилие озер и большое количество малых и средних рек, благоприятствующих спортивно ...

Сельское хозяйство
Калининградская область - Специализация сельского хозяйства обусловлена спецификой природно-климатических условий, оно представлено молочно-мясным скотоводством, свиноводством и птицеводством, дающими почти 90% товарной продукции отрасли. Растениеводство обслуживает нужды животноводства, развиваетс ...

Полезные ископаемые Уральских гор
Среди природных ресурсов Урала видная роль принадлежит, безусловно, богатствам его недр. Важнейшее значение среди полезных ископаемых имеют месторождения рудного сырья, однако многие из них открыты давно и длительно эксплуатируются, поэтому в значительной мере истощены. Именно здесь еще в XVIII в. ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru