Теория центральных мест В. Кристаллера

Статьи по географии » Системы городов в модели "центральных мест" » Теория центральных мест В. Кристаллера

Страница 1

Общая концепция центральных мест создана в Германии в период 20-30-х годов трудами В. Кристаллера (1933) и А. Лёша (1940), работавших в рамках немецкой школы пространственного анализа. Однако первоначальное ядро этой концепции параллельно возникло в Великобритании (1932) в связи с политикой развития ее регионов в Англии и Шотландии. Эта политика стимулировала создание на местном уровне (по инициативе муниципалитетов и администраций графств) региональных советов развития, в работе которых принимали участие представители местных властей, профсоюзов и предпринимателей. Кристаллер формировал свою модель, обобщая опыт конкретного исследования экономического пространства Южной Германии 20-х годов. Лёш предпринял попытку абстрактного теоретического конструирования, результатом которого явилась схема центральных мест, подобная схеме Кристаллера, но в отличие от него Лёш сконцентрировал свое внимание на описании распределения промышленного производства, поэтому полученная модель довольно сильно отличается от исходной модели Кристаллера. Однако обе они являются двумя вариантами конкретизации в сущности единой концепции центральных мест, которая получила дальнейшее развитие в концепции каркаса городов.

Исходная концепция теории центральных мест

Итак, эта теория рассматривает пространственные отношения между различными видами услуг или отраслей промышленности и трактует город как центральное место, роль которого - снабжать товарами и услугами окружающее пространство. Эти товары и услуги различаются, тем не менее, от города к городу по причине их «радиуса действия». В рамках своего подхода Кристаллер пытался рассматривать город именно как место, где группируются виды торговли, имеющие рынок сбыта примерно равного размера. Таким образом, в модели Кристаллера эффективная организация торговли выступает как основная причина существования города (розничная торговля как градообразующая отрасль). Площадь и население, характеризующие такой общий рынок сбыта, являются, по Кристаллеру, зависимой переменной, значение которой определяется четырьмя группами факторов:

1. Уровень экономии, вызванной эффектом масштаба.

2. Численность обслуживаемого населения.

3. Экономическое расстояние (факторы, связанные с транспортными издержками).

4. Частота покупок (как показатель значимости требования значительной близости).

Это было эмпирически подтверждено в многочисленных исследованиях 60-х годов, проведенных, в частности, во Франции. Однако при описании этой связи крайне важно иметь в виду, что производитель должен преодолеть так называемый «порог» (по Кристаллеру), т.е. минимально необходимый объем производства, обеспечивающий положительное значение прибыли. Таким образом, в основе концепции лежит понятие «порогового значения» населения зон рынков сбыта: свыше порога производство данного вида существует, ниже - его нет. Кристаллер объясняет, что размеры места, т.е. расстояние, которое потребитель считает приемлемым, чтобы преодолеть его для покупки некоторого блага, являются величиной переменной. Так, для магазина, продающего периодические издания (прессу, особенно ежедневную), район сбыта более ограничен, чем для антикварного магазина, куда клиенты могут приехать издалека для покупки редких вещей.

Это хорошо видно на примере современной Западной Европы. На территории типичной средней по размеру европейской страны, такой, как Великобритания, Германия, Италия, Франция, как правило, располагается несколько тысяч мелких сельских населенных пунктов с численностью менее 100 жителей, которые полностью лишены торговли и обслуживания. Они должны ежедневно проходить в среднем 7-8 км для получения самых простых товаров (например, хлеба или газеты). В совокупности они представляют несколько процентов населения соответствующей страны. На более верхнем уровне (100-500 жителей) большинство населенных пунктов располагает набором трех элементарных и наиболее часто используемых центров обслуживания: школа, кафе (часто совмещенное с продажей газет или с табачной лавкой), место еженедельных религиозных собраний. 60 — 80% населенных пунктов (охватывающих, как правило, свыше 90% населения страны) обеспечивают эти три вида обслуживания.

Страницы: 1 2 3 4 5


Материалы по географии:

Реклама по товару
Данный продукт (пеллеты) имеет свои особенности в рекламном бизнесе. Его не рекламируют широко в средствах массовой информации. Этот товар и не нуждается в этом, чтобы знали о нём абсолютно все. Есть специализированные журналы, специальные сайты и ярмарки, где подробно представлена информация о био ...

География
Крит — одна из 13 областей Греции. Наибольший остров Греции, и второй по площади (после Кипра) в Восточном Средиземноморье. Расположен в южной части Эгейского моря. Столица Крита — Ираклион. Площадь острова 8336 км². Длина береговой линии 1046 км. Население Крита составляет 650000 человек (по ...

Название столицы, географическое положение
Афины (греч. Αθήνα) — столица Греции, нома Аттика и номархии (префектуры) Афин. Располагается в Центральной Греции и является экономическим, культурным и административным центром страны. Названы в честь богини Афины, которая была их покровителем. Афины имеют богатую историю ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru