Россия и Китай в Африке в канун XXI века

Статьи по географии » Традиции и геополитика стран Африки » Россия и Китай в Африке в канун XXI века

Страница 1

Для характеристики роли Африки в современных международных отношениях необходимо отметить и некоторые особенности политики отдельных стран в отношении проблем континента после окончания холодной войны.

Политика России в Африке претерпела в 90-е годы очень существенные изменения. Распад Советского Союза, одним из следствий которого стала суверенизация внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности новых независимых государств, негативно сказался на российско-африканских отношениях. Хотя африканское направление не было приоритетным во внешней политике СССР, советско-африканские отношения носили достаточно активный характер. Обмен визитами по всем линиям, обширные культурные связи, экономическая помощь, позволившая ряду стран континента добиться успехов в создании собственной промышленной базы, - все это африканское «наследство», доставшееся России, заслуживает того, чтобы им не пренебрегали. Сегодня чаще вспоминают о негативных аспектах советско-африканского сотрудничества: неэффективных проектах, неумеренны расходах на военную помощь, финансовых инъекциях коррумпированным режимам. Все это действительно имело место. Тем не менее, престиж СССР в Африке был достаточно высок, и многие африканцы испытывают ностальгию по тем временам. После окончания холодной войны российская дипломатия последовательно осуществляла отказ от конфронтационных и затратных аспектов своей практической деятельности. Что касается России, то она не вправе захлопнуть двери в африканский мир. Представляется, что сейчас самое время извлечь уроки из прошлого и попытаться построить российско-африканские отношения на новом фундаменте, используя при этом позитивный опыт, накопленный в советский период. Повернуться лицом к Африке Россию побуждают и ее национальные интересы.

В начале XXI века наша страна оказалась в незавидном положении. Зависимость от западных кредиторов, напряженные отношения с бывшими советскими республиками, включая страны СНГ – все это говорит о том, что России как никогда нужна поддержка международного сообщества. И при этом не следует сбрасывать со счетов африканские государства, которым принадлежат 54 голоса в ООН. Россия – постоянный член Совета безопасности, где страны Африки имеют статус непостоянного члена, что позволяет объединяться с ними при решении тех или иных вопросов: меры по укреплению доверия и международной безопасности, по борьбе с терроризмом и преступностью, наркоманией и СПИДом, сотрудничество в вопросах охраны окружающей среды. Россия, как никто иной, разделяет заинтересованность Африки в решении проблем развития, ибо сама она оказалась в положении страны с переходной экономикой. Немало у России и государств континента общих проблем частного характера. Например, проблемы судоходства и рыбной ловли. Существует взаимная заинтересованность в развитии некогда активного технико-экономического и торгово-экономического сотрудничества. Так, наличие у России природных богатств, к использованию которых она в последнее время подходит достаточно расточительно, вовсе не означает, что наша страна не нуждается в африканском минеральном сырье. Наконец, укрепление российско-африканского сотрудничества способно внести вклад в борьбу против сползания мира к монополярной системе.

Значимость и вес Африки в международных делах высоко оценивают многие государства. С большим вниманием относится к Африке и такое крупное государство как Китай.

Опыт Китая – наиболее динамично развивающегося государства, сумевшего установить и продолжающего активно развивать отношения взаимовыгодного сотрудничества с подавляющим большинством африканских стран – представляет, наверное, особый интерес для России. Полезный сам по себе китайский опыт особо важен для России – и в силу географической близости государств, имеющих общую границу, и потому, что эти страны прошли схожий путь в своем развитии.

Хотя в конце 90-х годов российская дипломатия в Африке несколько активизировалась, что подтверждают визиты на континент в 1998 году министра иностранных дел РФ и министра обороны, а в 2000-2001 годах – министра иностранных дел в Египет, Алжир, а также посещение России президентами Намибии, Анголы и вице-президентом ЮАР Н. Манделой в 1999 году и лидерами Нигерии, Алжира и Габона в 2001 году. Но состояние политических контактов России со странами Африки несопоставимо по масштабам с аналогичными контактами Китая. Всего с момента образования КНР состоялось свыше 150 визитов в КНР глав 49 африканских государств и свыше 40 визитов более 20 глав правительств.

Отдавая должное роли экономического фактора в современных международных отношениях, Китай делает акцент в своей африканской политике на технико-экономическом и торгово-экономическом сотрудничестве. И в этой области его опыт как нельзя более полезен для России, столкнувшейся с трудностями, аналогичными тем, которые пришлось преодолеть Китаю на заре реформ.

Страницы: 1 2


Материалы по географии:

Главные города Марокко - живые музеи страны
Рабат Рабат - это столица Марокко, административно-политический и культурный центр страны. Это красивый просторный город, расположенный на побережье Атлантического океана, в устье реки Бу-Регрег с тенистыми проспектами, зелеными оазисами парков и садов, живописными кварталами и богатыми памятниками ...

Анализ людского потенциала России
Наличие природных ресурсов, их количество, качество и сочетание определяют природно-ресурсный потенциал территории и являются главным условием размещения производительных сил на данной территории. При освоении крупных источников природных ресурсов возникают крупные промышленные центры, формируются ...

От Индии к Новому Свету
В поисках решения этих загадок мысль некоторых исследователей обратилась от древних руин на берегах Инда на противоположный конец земного шара - к Новому Свету, к Америке. Впрочем, гипотеза об американском происхождении культуры Рапа-Нуи была выдвинута задолго до того, как лопата археолога вошла в ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru