Роль портов СЗФО в экономике Российской Федерации

Статьи по географии » Основные порты Северо-Западного федерального округа » Роль портов СЗФО в экономике Российской Федерации

Страница 1

Согласно данным ежегодного отчета Ассоциации морских торговых портов, свыше 420 млн. тонн российских внешнеторговых грузов переработано в 2006 г. в портах России и сопредельных государств. В сравнении с 2005 г. (356,6 млн. тонн) рост составил 18% или 63,8 млн. тонн. Объемы перевозок сухих грузов выросли на 20%, нефтяных – на 15%, и составили 191,9 млн. тонн и 228,5 млн. тонн соответственно. Как и в предыдущем году, основой российского экспорта являлась нефть и нефтепродукты, уголь, минеральные удобрения, лесные грузы и металлы. В минувшем году сохранилась тенденция существенного роста внешнеторгового грузопотока России при одновременном снижении объемов грузов, перерабатываемых портах сопредельных государств. Грузооборот российского портового комплекса по переработке экспортно-импортных грузов вырос на 66,8 млн. тонн, в то время как объем перевалки портов Украины и Балтии снизился на 3 млн. тонн. На фоне растущего объема перевозок отечественной внешней торговли доля российских портов в их переработке увеличилась и составила в 2006 г. 80% (в 2003 г. – 75%). Объем внешнеторговых грузов, переработанных на территории России, составил 336 млн. тонн, увеличившись на 25%. Через зарубежные порты перегружено 84,4 млн. тонн российских грузов, что на 3,4% меньше чем в предыдущем году. Сокращение произошло за счет снижения на 23,6% объемов перевалки наливных грузов, в то же время объем перевалки угля вырос на 48%. Грузооборот портов Балтии составил 57,3 млн. тонн (рост на 3,4%), рост произошел за счет увеличения объемов перевалки угля, а переработка нефтяных грузов упала на 12%. Через порты Украины перевезено 27,1 млн. тонн (снижение на 15,3%), причем переработка сухих грузов выросла на фоне резкого снижения перевалки нефти и нефтепродуктов. Рост перевалки угля, металлов и минеральных удобрения на 13% не смог компенсировать падения переработки наливных грузов на 57%.

Суммарный грузооборот портового комплекса Российской Федерации (включая внутренние перевозки) по итогам года вырос на 23,4% до 355,9 млн. тонн (+67,6 млн. тонн), из которых более 157,3 млн. тонн составили сухие грузы (+17,6%) и 198,6 млн. тонн (+28,5%) – наливные. В частности, на 28,5% вырос объем перевалки нефтеналива, на 33% – угля, на 10% – лесных грузов. Сохраняется тенденция значительного роста переработки контейнерных грузов. В 2004 г. морские порты России перегрузили 17 млн. тонн грузов в контейнерах, что составляет около 1,4 млн. TEU. Рост контейнерных перевозок составил свыше 60% за счет увеличения перегрузки контейнеров через Санкт-Петербург (+34%), Новороссийск (+23%), Восточный (+30%). [8]

По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), в структуре суммарного грузооборота российских портов доля экспорта составила 85%, импорта – 6%, транзита -3%, каботажа – 6%. В транспортировке грузов на российские порты доля железнодорожного транспорта составила 46,9%, трубопроводного – 43,7%, автомобильного – 4,4%, речного -5%. При этом 83% сухих грузов на порты доставляются по железной дороге, а 73% налива – трубопроводным транспортом. Более чем на 42 млн. тонн (+41,5%) вырос грузооборот портов Северо-Западного бассейна России. По итогам 2004 г., доля бассейна – 143,2 млн. тонн – в грузообороте российских портов составила 40%. Столь существенный рост достигнут за счет значительного увеличения – на 64% или 30 млн. тонн – переработки наливных грузов. Прежде всего, за счет роста объемов перевалки в Приморске: ООО «Спецморнефтепорт» в 2004 г. увеличил грузооборот в 2,5 раза и переработал свыше 44,5 млн. тонн. Впервые грузооборот портов Северо-запада России более чем в 2,5 раза превысил грузооборот портов стран Балтии. Здесь переработано свыше 77 млн. тонн наливных и 65,6 млн. тонн сухих грузов.

Напомним, что в период 2002–2007 гг. российский портовый комплекс увеличил свои производственные возможности на 170 млн. тонн, освоив свыше 23 млрд. руб. инвестиций. По словам председателя совета директоров АСОП Виталия Южилина, по динамике производства (в среднем 20% в год) порты опережают другие отрасли. Сохраняется и инвестиционная активность отрасли: по предварительным данным в 2006 г. объем капиталовложений в портовый комплекс превысил 10 млрд. руб. Первый этап унификации тарифов создал благоприятные условия, прежде всего, для российских экспортеров, условия, которые позволили им в последствии активно участвовать в развитии транспортной инфраструктуры, считает руководитель АСОП. В 2000 г. из 238 млн. тонн внешнеторговых грузов через порты России перевезли 170 млн. тонн, а в 2006 г. – уже 336 млн. тонн из 420 млн. тонн.

Страницы: 1 2


Материалы по географии:

Каждый пятый в мире – китаец. Численность населения в цифрах
Переписи в Китае проводились еще в далеком прошлом, фиксируя количество дворов для учета трудовой повинности или определяя число жителей по количеству съеденной соли или почтовых отправлений. После образования КНР общенациональные переписи проходили пять раз: в 1953 г. численность населения состави ...

Геологическое строение района
Волгоградская область расположена на юго-востоке Русской платформы. Примерно 1,5-2,5 млрд лет назад в архейскую и протерозойскую эры на ее территории располагался громадный горный массив, на формирование которого воздействовали такие грозные природные явления, как вулканическая деятельность, землет ...

Нематериальная (непроизводственная) сфера. Важнейшие виды производственных и потребительских услуг и их размещение
К основным видам услуг в венгерской экономике можно отнести туристические, торговые, финансовые услуги, услуги связи, которые принадлежат частным лицам. Последние годы повышается роль туризма в экономике страны. B Венгрию приезжают более 15 млн. человек в год. Одним из наиболее привлекательных для ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru